В гостях у интернет-бухгалтерии «Моё дело» Дмитрий Богданов, который создал компанию «Ривелти Групп», занимающуюся корпоративным видеопроизводством, и достиг оборота в 30 миллионов рублей в год. Ведущий — Олег Анисимов.
Интервью №6. Дмитрий Богданов («Ривелти Групп»)
Полные видео: http://www.youtube.com/user/moedelotv. Полные аудио интервью: http://moedelo.podster.fm/; https://itunes.apple.com/ru/podcast/moe-delo/id883421720.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Дмитрий, скажи, пожалуйста, что было самым сложным во время старта твоей компании.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Было страшно. Однако сейчас я понимаю, что это на самом деле очень серьёзный шаг. Я вообще всегда следил за серьёзными бизнесменами, смотрел интервью с ними, как они говорили «я один, и я всё смог». Я, честно говоря, думал, что это в некотором роде понты. Себя я естественно к таким бизнесменам ещё не причисляю, но могу сказать, что сейчас по прошествии какого-то времени, я более объективно понимаю ситуацию, которая была. А фактически я был один и если бы ничего не делал, само собой ничего бы не произошло. То есть, это конечно, логично и естественно, но всё равно важно это ощущение: чтобы что-то построить, тебе нужно что-то делать, куда-то ходить, проявлять инициативу. Потому что само собой ничего не нарисуется.
делает корпоративные видео для «Роснефти», ВТБ, «Аэрофлота», Альфа-банка и др. Оборот — 30 млн рублей в год. Завтра интервью полностью, а сегодня минутный фрагмент http://www.youtube.com/watch?v=d_riIwIV2yI
ДЛЯ АННОТАЦИИ В Youtube oleganisimov:
Интервью полностью каждый четверг на канале «Моё дело»
Полное видео: http://www.youtube.com/watch?v=VdStAf7HqYw. Полный текст: http://www.moedelo.org/journal/savchenkov/. Аудиоподкаст: http://moedelo.podster.fm/6/ или https://itunes.apple.com/ru/podcast/moe-delo/id883421720. В гостях у интернет-бухгалтерии «Моё дело» основатель компании Cityads Media Александр Савченков. Cityads — крупнейшая в России рекламная сеть с оплатой за результат. Ведущий — Олег Анисимов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АНОНС:
Интернет-бухгалтерия «Моё дело» представляет цикл интервью с предпринимателями. Ведущий — Олег Анисимов. Новые интервью выходят каждый четверг. Полные видео интервью: http://www.youtube.com/user/moedelotv. Полные аудио интервью: http://moedelo.podster.fm/; https://itunes.apple.com/ru/podcast/moe-delo/id883421720. Здесь вы найдёте текстовые версии: http://www.moedelo.org/journal/.
Интернет-бухгалтерия «Моё дело» представляет цикл интервью с предпринимателями. Ведущий — Олег Анисимов. Новые интервью выходят каждый четверг, а сегодня у нас в гостях основатель CityAds Media (рекламная сеть с оплатой за результат) Александр Савченков. http://www.youtube.com/watch?v=VdStAf7HqYw.
Здесь вы найдёте текстовую версию интервью: http://www.moedelo.org/journal/. Полные видео интервью: http://www.youtube.com/user/moedelotv. Полные аудио интервью: http://moedelo.podster.fm/; https://itunes.apple.com/ru/podcast/moe-delo/id883421720.
Здесь . Также вы можете ознакомиться с полной аудиоверсией на iTunes и Подстере и полной видеоверсией интервью на Youtube.
Новые интервью каждый четверг, а сегодня у нас в гостях основатель CityAds Media (рекламная сеть с оплатой за результат) Александр Савченков. Здесь вы найдёте текстовую версию интервью. Также вы можете ознакомиться с полной аудиоверсией на iTunes и Подстере и полной видеоверсией интервью на Youtube
Аудиоподкаст: http://moedelo.podster.fm/6/ или https://itunes.apple.com/ru/podcast/moe-delo/id883421720. Полный текст: http://www.moedelo.org/journal/savchenkov/.
ПРОМО 1 (БЫЛО СТРАШНО)
0:09:06-0:09:15
0:09:28-0:10:19
ПРОМО 2 (Нужна система)
0:23:49-0:24:02
0:24:07-0:24:09
0:24:14-0:24:43
0:24:56-0:25:13
ПРОМО 3 (В РОССИИ)
0:46:41-0:46:45
0:46:58-0:48:21
ДЛЯ РАССЫЛКИ
Тема:
Как получить в клиенты «Роснефть», «Аэрофлот» и Альфа-банк
У нас в гостях побывал
Как получить в клиенты «Роснефть», «Аэрофлот» и Альфа-банк?
У нас в гостях Дмитрий Богданов, который создал компанию «Ривелти Групп», занимающуюся корпоративным видеопроизводством. Здесь вы найдёте текстовую версию интервью. Также вы можете ознакомиться с полной аудиоверсией на iTunes и Подстере и полной видеоверсией интервью на Youtube.
Дмитрий Богданов: «Было страшно»
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Здравствуйте, интернет-бухгалтерия «Моё дело» представляет цикл интервью с предпринимателями, меня зовут Олег Анисимов, и сегодня у меня в гостях Дмитрий Богданов, который создал компанию «Ривелти Групп», занимающуюся видеопроизводством, и достиг оборота в 30 миллионов рублей в год. На мой взгляд, это существенный оборот для данного вида бизнеса, и поэтому Дмитрий у меня в гостях.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Здравствуй, Олег.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Рассказывай с самого начала, как ты создавал свой бизнес, и как достиг такого неплохого оборота.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Про оборот я расскажу отдельно. Плохой он или не плохой. Я достаточно давно связан с телевидением. Я из Подмосковья, из Сергиева Посада. Так получилось, что в 13 лет я стал ведущим еженедельной программы на местном телеканале. Там я познакомился с телевидением, увидел и понял, как всё это происходит. И мне стало интересно.
Вообще был длительный путь до того, как я стал руководителем компании. «Ривелти» была основана в 2010 году. До этого я работал в нескольких компаниях, которые занимались приблизительно тем же самым. Проблема заключалась в том, что мне хотелось масштабов, хотелось делать что-то глобальное. Может быть, это был некоторый максимализм, но мне казалось, что есть некие рамки, которые я не могу пробить и не могу делать то, что мне нравится в том объёме, который мне нравится и в нужном качестве. Поэтому я решил, что надо сделать студию, потому что я всё понимаю и всё знаю. И вот появилась такая идея, как-то так получилось, что нашлись партнёры, которые стали соучредителями.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Что собой представляет «Ривелти Групп»? Какой у неё штат?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: «Ривелти» — это 20 плюс минус человек в штате, своя производственная база, то есть продюсеры, сценаристы, отдел по графике, отдел по продвижению, финансовый отдел и так далее. Некоторые отделы состоят из одного человека, некоторые функции мы совмещаем. Поэтому штатных сотрудников всего 20 и есть большой отряд внештатных сотрудников. Как правило, они связаны со съёмками. Например, операторы, так как один оператор хорошо снимает постановочные сцены, другой — репортажи, третий — что-то еще. Мы стараемся работать с теми людьми, которые эффективны в конкретных задачах.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сколько снимается, например, ролик?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Очень сложный вопрос, потому что есть ролики, фильмы, прямые эфиры. Есть форумы, семинары, поэтому сложно сказать в роликах. Можно сказать в часах, сколько часов продукции мы выработали. В прошлом году это было приблизительно 1,5 часа в месяц. Но понятно, что количество совершенно не значит качество. Я всегда говорю заказчикам, которые хотят большой хронометраж, что лучше сделать видео длительностью 10-15 минут. В зависимости от задачи можно, конечно, больше, но лучше в этих рамках. Заказчики говорят: «Мы большая, серьёзная компания, мы столько денег платим, а вы нам тут 5-7 минут предлагаете». На что я отвечаю, что чисто технически растянуть — не проблема. Мы можем растянуть хоть на 40 минут, но это будет несмотрибельно или неинтересно. Вопрос тут не в хронометраже, а в том, как воспринимается продукт. Если вы пять минут рассказываете то, что нужно, создаёте необходимое эмоциональное впечатление, значит, задача выполнена. Поэтому полтора часа в месяц, много это или мало, вопрос прежде всего в качестве, а не в хронометраже.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сколько клиентов у компании было за последние два года?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Не проводил я такие подсчёты. Есть постоянные клиенты, есть клиенты, с которыми мы уже три-два года, есть те, с которыми год. Я могу сказать про постоянных клиентов. Их у нас четыре, это крупные, серьёзные заказчики. Ещё бывают приходящие-уходящие заказчики. С кем-то мы работаем раз в год, с кем-то два раза в год. Грубо говоря, помимо постоянных в месяц приходят ещё клиента три-четыре.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А как они находятся?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: У нас есть отдел продаж, который изначально состоял только из сайта. Сейчас мы комбинируем и приходим к тому, что к нам заказчики приходят сами. Узнают и говорят, например, «мы через свои каналы узнали о вас и хотим с вами работать, сделайте нам более интересные условия». Не знаю, правда, про какие они каналы. Но всё равно у нас есть уже некая репутация, и это приятно. У отдела продаж есть свои мероприятия, мероприятия, в которых мы выступаем. Ещё мы написали книгу по корпоративному видеопроизводству. Такого вообще ещё не было на этом рынке, чтобы кто-то написал подобную книгу, выложил её. Это, конечно, был маркетинговый ход, но одна из основных задач — сформировать некое понимание вопроса. Это книга для заказчиков, потому что часто они не понимают, зачем им нужен фильм. На самом деле, фильм — это лишь инструмент для чего-то. Он должен продавать, обучать, что-то ещё делать. Заказчик платит деньги за фильм, за инструмент, который ему должен что-то приносить. То есть мы стараемся не делать «кино обо всём, или какая мы хорошая компания». И как раз в этой книге мы расписали все инструменты по корпоративному видеопроизводству, различные форматы, которые бывают, и то, как они работают. Я надеюсь, что прочитав эту книгу, заказчики уже будут понимать, что им на самом деле нужно, и мы будем работать в одном направлении. А то бывает, возникает некое противодействие с заказчиками. Одна заказчица сказала: «Дмитрий, все ваши предложения бьются о скалы наших чётких рамок». То есть у них всё чётко, всё должно быть согласовано, без каких-то движений в сторону.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Дмитрий, скажи, пожалуйста, что было самым сложным во время старта твоей компании.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Было страшно. Однако сейчас я понимаю, что это на самом деле очень серьёзный шаг. Я вообще всегда следил за серьёзными бизнесменами, смотрел интервью с ними, как они говорили «я один, и я всё смог». Я, честно говоря, думал, что это в некотором роде понты. Себя я естественно к таким бизнесменам ещё не причисляю, но могу сказать, что сейчас по прошествии какого-то времени, я более объективно понимаю ситуацию, которая была. А фактически я был один и если бы ничего не делал, само собой ничего бы не произошло. То есть, это конечно, логично и естественно, но всё равно важно это ощущение: чтобы что-то построить, тебе нужно что-то делать, куда-то ходить, проявлять инициативу. Потому что само собой ничего не нарисуется. Мне очень повезло с соучредителями. Опять же это я понимаю уже сейчас по прошествии времени.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ты, наверное, первый человек в истории нашей программы, который сказал, что ему повезло с партнёрами.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Значит, я очень счастливый человек. Но это на самом деле правда.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ещё Дмитрию Навоше из Sports.ru повезло, но после него уже три человека сказали, что у них были проблемы с партнёрами.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Я слышал ещё несколько подобных историй от разных людей и поэтому еще больше ценю наше общение и совместную работу с партнерами.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Кто твои партнёры по профессии?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Это такая группа единомышленников, у которых были и есть свои отдельные проекты, и главный плюс заключается в том, что с ними я общаюсь как с одним человеком. Самое главное, что у нас нет существенных разногласий, нет каких-то перетягиваний. Мы просто общаемся, находим общее решение. Я за четыре года не припомню практически не одной конфликтной ситуации. Были, конечно, моменты, когда у нас были противоположные мнения, но мы всегда находили компромисс. Хотя, мне кажется, что я более упрямый, а они более мудрые. Они мне очень помогли, когда я создавал «Ривелти». Мне тогда казалось: если я умею хорошо снимать фильмы, которые продаются крупным клиентам, то почему я не могу сделать студию, которая делает то же самое? Я думал, что это в общем то же самое. И, наверное, только года полтора назад я окончательно осознал, что хорошо снимать фильмы для крупных компаний и руководить студией, которая хорошо снимает фильмы для крупных компаний, это абсолютно разные вещи.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Не надо, наверное, утрировать, потому что понимать, как сделать хороший фильм, это немаловажный фактор.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да. Но мне кажется, что путь сюда из бизнесменов проще, чем например, из продюсеров, которые уже занимаются кино и видео. Хоть я и пришёл с этой стороны, но считаю, что человеку с бизнес-мышлением, нужен всего год, чтобы посмотреть, понять, набрать правильных людей, которым он будет доверять и у которых будет вкус. И через пару лет, он уже сам будет что-то понимать и сможет этим на достойном уровне управлять. Поэтому, если б тогда у меня не было партнёров, моя компания вообще вряд ли была бы сейчас жива в качестве бизнес-единицы и уж точно, мы чувствовали бы себя гораздо хуже.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Дмитрий, по-моему, рекламное видеопроизводство более рентабельно, чем корпоративное. Почему ты занимаешься не им?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Честно сказать, просто не нравится. Вообще не нравится. Конечно, мы снимали различные ролики для телевидения. Это очень амбициозно и замечательно, когда ты что-то придумываешь, снимаешь, потом видишь это по телевидению, и это видят другие люди. И бюджеты там совсем другие. А тут корячишься, делаешь этот фильм, и в итоге у тебя остаётся только какая-то сумма денег.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А потом там ещё всего 500 просмотров.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да-да. 500 просмотров за полгода. Но мне, правда, просто не нравилось, говорю без лукавства. Я даже пытался делать деньги на рекламе, были заказы, хотя нам и нечего было показать. И у нас не очень получалось, и оказалось, что проще нанять команду, которая постоянно этим занимается, снимает нормальные ролики для телевидения, в итоге я так и делал. Нам самим интересны более длинные форматы, от минуты, например.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сколько сейчас студий в России занимается корпоративным видеопроизводством?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Много. Только в Москве появляются постоянно. Правда, большинство студий — это всего один или несколько человек. Как правило, это один человек, который может вообще где-то ещё работать. То есть у него есть сайт, он на фрилансе что-то делает, у него есть операторы, люди, которые рисуют графику, занимаются монтажом. Очень много сайтов с мобильными номерами. Не помню, у кого видел даже такое: «Если мы не берём трубку, значит, мы все на съемках, пишите нам письма». То есть это студии такого самого маленького по масштабу формата, у них минимальные бюджеты, и некоторых заказчиков такое вполне устраивает. Я сейчас говорю именно о корпоративном видеопроизводстве.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Компанию «Меркатор» знаешь?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да, Андрея Скворцова знаю лично.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Я так понимаю, что они сейчас задают тон на этом рынке? Они делают, например, для Сбербанка заказы.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Ну вообще-то да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Это для тебя конкурент или друг?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Мы с Андреем недавно виделись на одном мероприятии, он похвалил меня за книгу, которую мы издали. Какого-то сильного общения у нас нет, но, на мой взгляд, он и его компания, безусловно, номер один в нашем сегменте.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Твоя компания во сколько раз меньше?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Если говорить про штат, то у Андрея примерно 100 человек в штате, а у нас 20. Получается в пять раз.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Не такое большое отставание, если учесть, что они существуют уже давно.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Я на «Меркатор» всегда ориентировался даже ещё до «Ривелти». Это, конечно, лидер. Вообще не все заказчики готовы вдохновляться только «Меркатором» или только «Ривелти» или какой-то другой компанией. Тут свой клиент, свой продакшн, но с точки зрения бизнеса, Андрей, конечно, задаёт тон. И нам есть к чему стремиться.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Мне кажется, сейчас корпоративное видео уходит в сторону инфографики и в меньшей степени в сторону съемки.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Мне кажется, что всё уходит в сторону того, что какой бы ни был продукт — инфографический или съёмочный — важен именно его смысл. Появилась масса инструментов для создания инфографики и рисовать её уже не так сложно, то есть вбиваешь какие-то цифры в шаблон, который можно купить за 50 долларов. Например, в программу After Effects можно ввести цифры, и ты получишь красивую инфографику, и будет написано то, что тебе нужно. Сейчас можно недорого снимать, например, на фотоаппарат, и сделать так, чтобы картинка была красивой и современной. Это очень многие могут себе позволить. Сейчас важен именно смысл, история, содержание. Важно, чтобы инструмент — ролик или фильм — работал. И для нас это хорошо: чтобы сделать правильную историю и правильный смысл, нужно обладать компетенцией, привлекать много народу. Нельзя в одиночку сделать какой-то хороший фильм. Тут нужен комплексный подход, опыт и умение работать с этими инструментами, создавать именно эффективные инструменты. Смысл —это главное, на что обращают внимание, а не на какие-то спецэффекты. С точки зрения визуальной подачи, инфографика, конечно, проста, понятна и хорошо передаёт смысл. С этой точки зрения инфографика сейчас развивается, и всё идёт в сторону упрощения и образности.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Скажи, пожалуйста, какова структура затрат компании?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: 90% всех затрат — это фонд заработной платы. Потому что мы создаём интеллектуальный продукт. Даже всё оборудование, камеры, софт, музыкальное сопровождение, шрифты, то есть все комплектующие, которые надо официально покупать, все эти достаточно серьёзные затраты составляют только 10%, если брать годовые расходы. 90% — это люди, которые создают. По крайней мере, у нас так.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ты говорил, что миллион рублей…
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Миллион рублей в месяц — это расход на штат, который есть. Помимо него есть ещё сторонние люди, например, операторы. У нас, например, было за пять рабочих дней семь съёмок. Это тоже достаточно существенная статья расходов.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Как ты думаешь, имеет смысл молодым предпринимателям сейчас открывать свой бизнес в этой сфере?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Сложно дать однозначный совет. Вообще дело не в сфере, дело в людях. Если человеку нравится этим заниматься, создавать фильмы, работать с графикой или инфографикой. Сейчас появились такие компании, которые делают только инфографические ролики. Это теперь такая отдельная ниша. Нужно понять, что конкретно интересно людям, в чём они хороши, и почему бы нет. Всегда можно развиваться, несмотря на большое количество конкурентов или стагнацию рынка.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Чтобы молодым предпринимателям было легче начать, расскажи о своих ошибках.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Первая и основная моя ошибка, о которой я немного говорил, это иллюзии, в которых ты пребываешь. Тебе кажется, что сейчас ты что-то сделаешь, и сразу всё пойдёт. Например, сделаешь сайт и будут клиенты. А клиентов почему-то не появляется. Обязательно нужно много работать и быть готовым к тому, что это большой и серьёзный труд. И всё происходит не так, когда ты просто снимаешь фильмы. У меня был опыт создания каких-то продуктов, и я понимал, как это делается. А тут вообще своя цепочка, своя логика, свои риски.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Риск основной — это привлечение клиента? Потому что как сделать продукт, ты знаешь, но нужно ещё найти покупателя.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да, нужна система, нужна бизнес-модель. Даже заполучить какого-то разового клиента — это не модель и не система, это фактически фриланс. Ты сделал проект — хорошо, дальше ещё что-то нашёл, сделал — хорошо, подзаработал, поехал в отпуск.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Джобс ведь тоже на фрилансе сначала заработал, собрал какие-то компьютеры.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да, у меня кстати с фрилансом вообще никогда никого не было. Есть костяк людей вне штата, с которыми мы работаем, но брать какого-то фрилансера, например, мультипликатора, это, по-моему, кошмар. Никогда у меня не было нормального опыта с фрилансерами, всегда что-то происходит. Задержка сроков — это самое минимальное, что может случиться. Не люблю я очень фриланс в качестве инструмента для студии. Может быть, только очень проверенных людей и не часто. Во всём нужна бизнес-модель и, соответственно, бизнес-система. Её нужно разработать и понять, когда ты начинаешь бизнес, как ты будешь привлекать клиентов, разработать какие-то инструменты, бюджетирование. Понимать, сколько ты будешь тратить на это в месяц, за какой период ты сможешь вывести бизнес в плюс, какие люди тебе нужны. То есть нужно не искать заказы, а выстраивать производственную систему. Вот это, на мой взгляд, основное пожелание, основная необходимость, которой многие, и я в том числе, пренебрегают. Если бы я сразу это понял, всё было бы, может быть, немножко по-другому. Правда, может быть, мы не пришли бы к тому, к чему сейчас приходим, но, мне кажется, мы были бы ещё более эффективными.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Вопрос такой: как же быть с творческими потребностями? Мы понимаем, что корпоративное видеопроизводство не даёт в полной мере их реализовать. Тебе хочется, например, снять какой-нибудь художественный фильм, стать телевизионным режиссёром?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Я, когда работал с телевидением, был режиссёром монтажа, и мы монтировали передачи для телевидения. И я помню однажды, я монтировал «Рождественские встречи» Пугачёвой. Это очень круто и грандиозно. Я помню, мне было лет 19, мы сидели дома, когда всё это показывали. Я говорил: «Вот сейчас она повернётся», — и она поворачивалась, так как я знал наизусть материал, так как я его монтировал. Говорил: «Сейчас будет реклама», — и шла реклама. Родители говорили: «Дай нам посмотреть». С точки зрения амбиций телевидение или кино это, наверное, верх. Насчёт творчества, я, если честно, не могу сказать, что его не хватает в нашей работе. Есть проекты менее творческие и более технические, система обучения, например. Есть и более творческие. Как лично я решаю эту задачу — я сам участвую как режиссёр или продюсер в каких-то отдельных проектах, самых интересных для меня. Поэтому весь объём разный, и я выбираю то, что мне интересно, и творчески себя реализую. Вообще у нас в институте учили на режиссёра телевидения. «Режиссёр ТВ и мультимедиа» — вот как это называлось. Когда нас спрашивали: «Кто из вас хочет снимать кино?» — все поднимали руку. Да и вообще все хотят снимать кино. У нас в компании есть человек пять, которые хотят снимать кино. У нас есть такой режиссёр Андрей Рамов. Он у нас режиссёр монтажа, и он снимает свои короткометражки. Вообще это правильный подход, как мне кажется. А я вообще пока ничего не успеваю, может быть, когда-нибудь сделаю какую-нибудь короткометражку. А сейчас я не могу своё дело бросить, да и не хочу бросать, мне нужно развить его хотя бы до какого-то этапа, когда уже будет полегче с моей вовлечённостью, и, возможно, я на что-то ещё переключусь. А пока у меня только «Ривелти».
ОЛЕГ АНИСИМОВ: В какой форме существует компания? ООО?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: На упрощёнке?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: 6%?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Это абсолютно правильный и логичный способ организации этого бизнеса, потому что он довольно маржинальный.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Единственное, что надо учитывать в тендерах у крупных компаний: к нашей сумме прибавлять НДС, и это будет бюджет, который они фактически тратят. В тендере может цена быть ниже, чем у НДС-ной конторы, но всё равно она выгоднее. Такие ошибки у нас были сначала, по молодости, пока бухгалтер мне всё не объяснил. Вообще упрощёнка нам пока не мешает.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Как ты думаешь, в каких сферах бизнеса, связанных с видеопроизводством, интернетом есть возможность для предпринимательства?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Продвижение, SMM, то есть продвижение в соцсетях какого-то контента.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А не много ли шарлатанов в этой сфере?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Очень много. Это ведь очень сложно проверить. Мы пробовали, одно питерское агентство предлагало нам подобные услуги, мы сделали с ними очень маленький шажок и поняли, что нам это не нужно. Сделали-то всего одну десятую часть от того, что планировали.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А что они начали делать? Спамить? Расскажи, чтобы люди понимали, как это бывает.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: У них было много инструментов. Например, они начали писать какие-то посты, хоть мы и не сильно просили, но они видимо, хотели нам понравиться, и сделали посты якобы не рекламные. Но было видно, что это именно реклама. Вообще все пишут, что якобы не рекламный пост, но он по сути заказной. Я считаю, не надо так делать, лучше нормально работать и как-то органически развиваться, чем какими-то подобными путями. В общем, то, что мы увидели, нам очень не понравилось. Любая искусственность — понаписать, чтобы везде было «Ривелти», «Ривелти», «Ривелти», нам такое не нужно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: У вас вообще в этом плане идеальная позиция. Вы чтобы показать свой талант в этой сфере просто делаете хорошее видео, да?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да. В каком-то плане вирусное.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Да, но оно же при этом не должно быт каким-то неприличным.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: У нас есть несколько работ, которые набирали десятки тысяч просмотров. Например, про московский планетарий. Они у себя на сайте это видео разместили. Понятно, что лучше всего делать нормальный контент, но мы ведь делаем корпоративный контент, который всё равно рассчитан не на широкую аудиторию и не всем интересен. Не всем же хочется смотреть историю какой-то компании. Это не для широких масс. Широким массам нужно что-то доступное, ёмкое и понятное. Например, сейчас мы делаем ролики для «Аэрофлота» и рассчитываем, что они как раз будут для большой аудитории. Мы выиграли тендер на годовое сопровождение и делаем ролики для канала «Аэрофлота «на Youtube. Сейчас делаем ролик про Читу. Можно было сказать: «Аэрофлот», Чита, летайте туда и будет хорошо». Мы делаем вообще по-другому. Делаем просто историю про Читу, там, оказывается, очень много интересного, а «Аэрофлот» — это лишь повод попасть туда. И это должно быть смотрибельно, а не просто реклама «Аэрофлота». Посмотрим, конечно, как это будет, но мы надеемся, что получится интересно. Тем более это будет видео для широкой аудитории, и мы как раз хотим этой работой себя проявить. Посмотрим, что получится.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как вы взяли золото на Каннском фестивале.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Это Каннский фестиваль корпоративных видео и телевидения, как раз для нашего сегмента. В 2012 году мы стали первой в России компанией, которая выиграла золото.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Мне кажется, все компании, которые что-то получают в Каннах, говорят, что они первые.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Я специально уточнял, что мы первые, кто получил Золотого дельфина. После этого буквально через год получил Золотого дельфина Андрей Скворцов. Больше в России никого нет, кто бы получал эту награду.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А за что?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Мы сделали мультипликационный ролик. Нашей компании тогда было примерно два года. И мы достигли такого. Нас это очень порадовало. У одного из наших заказчиков была просьба иллюстрировать для офисных сотрудников памятку по охране труда: что делать, если застрял в лифте, если поскользнулся, если у тебя ушиб, если пожарная тревога. Вообще скучные простые правила. И мы сделали мультфильм, взяли все правила, которые были написаны и завязали в единый сюжет. Был персонаж, который из одной ситуации перемещался в другую. Там вообще было несколько персонажей, которые попадали в различные ситуации, и был главный персонаж, который всех спасал. То есть люди фактически смотрели интересный мультфильм со своим сюжетом и понимали те правила, которые мы хотели донести. И нам дали золото, сказав, что это очень удачная работа именно из-за своей необычной подачи информации. Номинация называлась Human Resourses. Это было очень неожиданно для нас. Нас пригласили в Канны на церемонию, не сказав, что именно мы выиграли. Началось награждение нашей номинации, награждают третье место, второе, а нас всё не вызывают и не вызывают. А потом оказалось — мы первые. И я стою на сцене с этим дельфином и не понимаю, какого он цвета. Оказалось, он золотой.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Поздравляю. Всегда приятно, когда российская компания достигает международного признания. Давай перейдём к вопросам из интернета. Андрей Кузнецов спрашивает: При запуске проекта какой приоритет был основополагающим?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Там нет вариантов? А, Б, В? Сложный вопрос. Могу точно сказать — не заработать денег.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Все так говорят.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Мне кажется, все наоборот говорят, что бизнес должен приносить деньги. Мне вот сейчас уже, конечно, хочется, чтобы мы хорошо зарабатывали, а тогда важно было создать продукт, компанию, систему. Главный приоритет, на мой взгляд, — это качественный продукт, качественный сервис и отсутствие халтуры.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Виктория Пасечник спрашивает: Сколько процентов дохода из 30 миллионов рублей приходится на иностранные рынки.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Мы практически не работаем с иностранными рынками. У нас за все годы было всего 2-3 проекта. Для сети Metro, для канала Viasat.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А твои корпоративные клиенты в принципе не против того, чтобы ты говорил, что делал им ролики?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Во-первых, по закону никто не может запретить говорить, что ты автор. Ты можешь не иметь имущественных прав или возможности показывать свой продукт. Но говорить, что сделал для этой компании эту работу, ты имеешь право всегда. А вообще у нас обычно в договорах прописывается, что мы можем рассказывать про свои работы.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Тогда назови, пожалуйста, своих клиентов и ролики, которые для них делали.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Я могу последних назвать. Сейчас, например, мы делаем много учебных фильмов для «Роснефт», с «Аэрофлотом» работаем. Один из старейших наших заказчиков — холдинг «Сибур». Для Coca Cola делали работы, для «Газпрома». То есть много было крупных клиентов. Было много банков, особенно последние 1,5-2 года: ВТБ, Альфа-банк, «Траст», РН Банк, Банк Москвы. У всех немного разные задачи. Сейчас параллельно работаем с двумя банками.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: То есть корпоративное видео стало модным?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Скорее необходимым. В обучении видео проще и дешевле, чем всех собрать, отвести на какой-то инструктаж. Есть, конечно, свои плюсы и минусы. Один из моих самых любимых сейчас клиентов — Фёдор Овчинников, «Додо Пицца». Для него мы делаем ряд фильмов. Один — инвестиционный, другой для франчайзеров. очень интересный проект. Я не помню, чтобы нам так легко работалось. Мне кажется, всё должно получиться очень интересно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Вот что я заметил, побывав в европейских музеях. В них уже используется видео, где экскурсоводы вещают с экранов. То есть видео, в котором человек рассказывает о каких-то экспонатах, записывается один раз, а потом его крутят годами. Очень интересная модель, которую, как мне кажется, нужно брать на вооружение и в России. И в музеях, и в кафе, и вообще везде, где можно зачитать людям какой-то текст.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Это даже банально дешевле. А можно даже заплатить и пригласить какую-то звезду, которая будет привлекать дополнительный интерес, и это будет гораздо эффективней, чем если кто-то будет просто стоять и бубнить. У нас, кстати, был опыт в прошлом году, когда мы делали один проект на Новом Арбате. Может, ты видел такие дома-книжки с медиафасадами, где крутятся различные картинки. Для нас это был очень нестандартный опыт работы с современными технологиями в плане демонстрации изображения.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А как ты видишь перспективы интерактивного видео?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Вот сегодня приходил на собеседование парень, который занимается для себя интерактивным видео. Он делает ролики в Youtube, с такими рамочками, когда при клике попадаешь на другой ролик, то есть надо выбрать туда или сюда, найти правильный ответ. Если ты неправильно выбрал с персонажем что-то происходит. Если правильно — все радуются, и ты идёшь на следующий уровень. Это интересно. Но на мой взгляд, немножко игриво. И мне кажется, это больше подходит для каких-то рекламных агентств, рекламных кампаний товаров широкого потребления. С точки зрения корпоративного видео производства, мне кажется, это не очень. Вопрос — кто вообще целевая аудитория? Мы преимущественно делаем продукт B2B, а B2C, то есть ролики для конечных пользователей, мы очень редко делаем. Вот только «Аэрофлот», наверное. А вообще мы обычно делаем инструменты для бизнеса, с помощью которых бизнес общается с бизнесом. И я пока не знаю, может ли технология интерактивных видео быть применена в данном сегменте.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Как ты считаешь: в России можно делать бизнес?
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Да, я вообще люблю Россию, у меня нет никакого желания куда-то уезжать, даже мыслей таких не было. Я считаю, что тут можно делать бизнес, и нужно его делать. Потому что надо развивать страну, тем более, сейчас появилось много возможностей. Например, мы — не большая компания, но работаем с настоящими гигантами. Например, «Роснефть» — самая крупная нефтяная компания в мире. И это просто тендеры, и чтобы тебе быть конкурентным, надо просто уметь хорошо делать свою работу и укладываться в бюджет. Если ты это можешь, то у тебя не должно быть никаких проблем. Хотя понятно, что в тендерах мы часто видим различные картины. Всё-таки главное — чтобы было желание и работоспособность. Существует некий штамп, что в России нет конкуренции в плане сервиса, в плане качества, подхода. То есть всегда есть моменты, которые можно делать лучше, чем твои конкуренты.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Спасибо, Дмитрий.
ДМИТРИЙ БОГДАНОВ: Спасибо тебе. До свидания.