Алексей Корсун. Детективы в кафе

Айтишник Алексей Корсун превратил свою любовь к играм в бизнес, создав компанию «Квестория», которая продала франшизы на организацию квестов партнёрам в полусотне городов СНГ. Основную прибыль стали приносить корпоративы.

Рассказывает Алексей Корсун:

Пояснение. В 2011 году в рамках программы «Бизнес-секреты» мы с Олегом Тиньковым попросили молодых предпринимателей присылать рассказы о себе для публикации на ныне закрытом сайте tinkov.com. В итоге опубликованы более 50 рассказов людей из разных сфер и регионов. Требования к рассказам выдвигались такие. Информация в них не перепроверялась. Факт публикации не означал, что проект «Бизнес-секреты» рекомендует услуги данного предпринимателя или полагает, что с ним можно иметь финансовые дела. Вполне возможно, кто-то из авторов позже проявил себя в бизнесе неоднозначно.

Я не смогу рассказать вам о том времени, когда питался одним хлебом, сутки работая для того, чтобы дать жизнь новому проекту. Всё потому, что такого времени не было. Карьеру я начал с работы программиста. Потом основал фирму по разработке программного обеспечения, которую впоследствии успешно продал. Параллельно увлёкся новыми методиками по эффективной постановке бизнес-процессов и управлению проектами в IT-сфере. Начал активно читать доклады по Agile и Lean методологиям и за несколько лет внедрил эти методологии в 17 компаниях как приглашённый консультант.

Чтобы перейти к рассказу о своём текущем бизнесе, надо рассказать о своём увлечении: об играх. Я всегда любил придумывать игры и сюжеты. В детстве изобретал свои игры во дворе. Став школьником, осваивал премудрости настольных и словесных игр. Потом работал над компьютерной игрой, а в студенчестве активно увлёкся ролевыми играми.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside. Темы канала: экономика, инвестиции, финтех, банки. Автор: Олег Анисимов

Как-то я попал на один тренинг из серии «тренингов личностного роста». На нём мне в режиме мозгового штурма предложили подумать: в какой ещё, кроме IT, области я бы мог применять свои навыки. Почему бы не соединить свои знания о бизнесе и свою любовь к играм воедино? — подумал я. Так и появилась «Квестория».

«Квестория» – компания, которая организует живые квесты – сюжетные детективные игры в кафе. Каждый игрок получает маленький буклет с описанием своего персонажа, например, владельца фабрики, режиссёра фильма или известной актрисы – и становится одним из героев детективного сюжета. В процессе игры он действует от имени своего персонажа и руководствуется целями, указанными в буклете. Суть игры — выполнить как можно больше целей.

У меня были знакомые в среде «ролевиков», так что мне не составило труда найти сценариста для первой игры. Вскоре первый живой квест под названием «Приют для убийцы» был готов. И, кстати, «первый блин» не вышел комом: «Приют для убийцы» до сих пор выглядит очень достойно, несмотря на то, что в нашем арсенале уже десять сюжетов (а в разработке находится ещё пять). По первому сюжету мы провели несколько тестовых игр среди знакомых, внесли коррективы, и стали проводить коммерческие игры.

Изначально хотел выстроить процессы в компании так, чтобы они работали без необходимости постоянного контроля с моей стороны. Мне нравится путешествовать: недавно я вернулся в Санкт-Петербург из Таиланда, где прожил два года, и вскоре отправляюсь в длительное путешествие по Южной Америке, а сидеть 24 часа в сутки, контролируя бизнес, в таких условиях сложно. Кроме того хотелось, чтобы время, которое я сам буду тратить на «Квесторию», окупалось сторицей – значит, надо было использовать эффект масштабирования – копировать успешные бизнес-решения на другие города и находить там независимых партнёров, которые бы управляли бизнесом не местах. Поэтому было принято решение развивать бизнес по схеме франшизы.

Основным преимуществом франшизы мы сделали низкую стоимость. Для городов с населением свыше трёх миллионов человек стартовый взнос составляет всего лишь 50 тысяч рублей. При этом франчайзи не нужно нести никаких дополнительных расходов: дополнительного оборудования для проведения игр не требуется, а с кафе обычно договариваемся на бартерной основе: они разрешают нам проводить у них игры, а мы приводим к ним новых посетителей.

Ещё один плюс франшизы «Квестории» – она не требует полного погружения, её вполне можно совмещать с полноценной работой. Разумеется, мы понимаем, что чем больше времени и внимания человек уделяет развитию бизнеса, тем лучше от этого бизнесу, но не давим в этом вопросе на франчайзи. Когда они видят, что «Квестория» обеспечивает их всем необходимым, они сами с радостью увольняются с основной работы.

Из-за привлекательных условий участия в бизнесе количество франшиз росло лавинообразно. Если за первый год мы охватили только 4 города: Питер, Москва, Иваново и Зеленоград, то к концу второго года имели «представительства» уже в 28 городах. Сейчас в живые квесты играют в 52 городах России, Украины и Казахстана. Города-миллионники в России уже «с нами», так что постепенно направление развития смещается из «количественного» в «качественное».

Помимо вступительного взноса франчайзи перечисляют в «центральный офис» ежемесячные роялти, размер которого зависит от населения города. Так, для Москвы он составляет 35% от выручки. Часть этих денег идёт на развитие бизнеса, часть на «дивиденды».

Конечно, мы поменяли сайт, сделанный когда-то «на коленке», на достойный компании с представительствами по всей России. Набрали сценаристов, редакторов, иллюстраторов, верстальщиков. Теперь каждый новый сценарий проходит множество проверок, прежде чем «выйти в свет». У нас уже есть различные отработанные схемы и стандарты качества, которым должен соответствовать сценарий, чтобы участники гарантированно получили удовольствие от игры. Процесс написания одного сценария с учётом всех проверок и правок занимает примерно 4-5 месяцев.

В этом году мы провели в Петербурге первый съезд всех франчайзи. Приехали почти все партнёры из 52 городов. Радует, что мы все объединены одной общей идеей – дарить людям новые невероятные эмоции.

Сейчас мы проводим как открытые игры, на которые по записи могут прийти все желающие, так и закрытые игры на дни рождения или корпоративы. Стоимость участия в открытой игре сравнима со стоимостью похода в кино вечером выходного дня. Например, для Москвы это 650 рублей. Из-за расходов на рекламу и зарплату ведущему, открытые игры практически не приносят прибыли, но они помогают получать нам заказы на дни рождения (7 000 рублей в Москве) и корпоративы (25 000 рублей в Москве), которые уже являются основным источником прибыли. Также открытые игры выполняют ещё одну важную функцию – они популяризуют живые квесты и помогают в достижении нашей глобальной цели — сделать живые квесты таким же популярным досугом, как кино или театр.

Если переходить к разговору о конкретных цифрах, то в месяц суммарно мы проводим около 500 игр. Как было сказано выше, львиная часть (около 60%) оборота формируется за счёт проведения закрытых игр (на дни рождения и другие праздники), на корпоративы приходится 30%, остаток – на открытые игры. Наш бизнес с уверенностью можно отнести к сезонному: летом выручка сильно проседает, а с конца августа начинается стабильный рост до пикового значения в декабря-январе, когда компании активно заказывают корпоративы. При этом, нам действительно есть куда расти: по подсчётам, мы охватили меньше 5% от всего рынка.

Основные наши усилия сосредоточены на двух направлениях: во-первых, это повышение релевантности наших предложений. Очевидно, что у корпоративных мероприятий своя специфика, корпоратив не похож на уютное празднование дня рождения. Поэтому мы разрабатываем отдельные сценарии, которые будем проводить только на корпоративах. Также мы планируем увеличить маржинальность и оборот за счёт увеличения ассортимента и введения дополнительных услуг. Так, в скором времени мы начнём проводить игры на английском языке и разрабатывать уникальные сценарии на заказ.

Пожалуй, основной слабостью живых квестов можно назвать ограниченность предложения. Человек, единожды сыгравший в конкретный сценарий не станет играть в него повторно, как не станет повторно читать одну и ту же книгу: он уже знает все секреты и повороты сюжета. Но пока у нас появляются новые сценарии — бояться нечего: сейчас их десять, а скоро станет гораздо больше, у участников уйдёт несколько месяцев на то, чтобы переиграть во все, если они будут приходить на игры раз в неделю, а мы, конечно, будем радовать их новыми захватывающими играми.

А ещё очень приятно знать, что твою работу ценят – удовольствие читать отзывы о «Квестории» – люди находят новых друзей, общаются, наслаждаются сюжетами. У нас уже было несколько свадеб после знакомства на играх.

Поскольку идея живых квестов для России нова, значительных конкурентов у «Квестории» пока что нет. Но тут стоит подчеркнуть наше отношение к конкуренции: поскольку «Квестория» достаточно крепко стоит на ногах, мы конкурентов не боимся. Наоборот, будем очень рады, если кто-то кроме нас будет распространять идею живых квестов в России. Главное, чтобы они не дискредитировали живые квесты.

Напоследок хочется дать один совет: в погоне за деньгами и лучшей жизнью не хватайтесь за всё подряд. Найдите дело, которое будет приносить радость вам и окружающим людям, тогда никаких советов по мотивации вам не понадобится.

Алексей Корсун: «Вскоре отправляюсь в длительное путешествие по Южной Америке, а сидеть 24 часа в сутки, контролируя бизнес, в таких условиях сложно».

Автор

Олег Анисимов

Подпишитесь на мой секретный анонимный телеграм-канал с 20000 подписчиков.

© ИП Анисимов Олег Юрьевич, 2010-2025. ИНН 781661433622. ОГРНИП 310774601501066 от 15.01.2010. Контакты: oleg@anisimov.biz. Описание товаров. Договор-оферта. Цитирование разрешается с гиперссылкой на сайт anisimov.biz.