Основатель креативного агентства Hungry Boys Влад Ситников рассказал Олегу Анисимову о том, какие тектонические сдвиги происходят сейчас в бизнесе рекламных агентств и о том, как надо продвигать бренды в условиях новой реальности. Влад Ситников (Hungry Boys). Продажа рекламных идей в кризис.
Я звал Влада Ситникова как основателя лучшего креативного агентства в России, но выяснилось, что Влад таковым себя не считает, и даже назвал два агентства, на которые ориентируется. А скромность украшает.
№43. Влад Ситников (Hungry Boys). Продажа рекламных идей в кризис
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Здравствуйте. Интернет-бухгалтерия «Моё дело» продолжает цикл интервью с предпринимателями, и сегодня мы коснёмся относительно нового рынка для нашей программы — рекламного бизнеса. В гостях у нас Влад Ситников, основатель креативного агентства Hungry Boys. Влад, основной вид продукта, которым ты занимаешься, это идея…
ВЛАД СИТНИКОВ: Идея может нам помочь продать все остальные наши сервисы. Потому что в идее, наверное, мы можем отличаться, поскольку рынок более-менее прозрачный, цены приблизительно одинаковы. Единственное, где можно конкурировать более-менее устойчиво, это в идее.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А сколько сейчас в России, так сказать, креативных агентств именно с напором на креатив? Понятно, что все говорят «мы сочиняем идеи» и любое размещающее агентство в том числе предлагает идеи. Но есть специализированные агентства как Hungry Boys, сколько таких сейчас?
ВЛАД СИТНИКОВ: Я не могу точную цифру назвать. Могу предположить: наверное, по всей России агентств 200. Две или три сотни. Жёсткой конкуренции, с которой мы встречаемся частенько, или даже дружим, их может быть до 50, наверное. Есть, наверное, топ 15-20, с которыми мы постоянно общаемся в тендерах, встречаемся, здороваемся, делимся идеями, поздравляем, желаем удачи и т.д.
Россия очень большая. Есть Екатеринбург, в котором сосредоточены штук 10 очень сильных агентств, из которых три самых известных. И самое-самое сильное агентство «Восход» — оно из Екатеринбурга.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ты считаешь, что «Восход» самый сильный?
ВЛАД СИТНИКОВ: Ну, думаю, здесь опять-таки, что оценивать? С точки зрения идей, с точки зрения подхода мне очень нравится «Восход». С точки зрения бизнеса, наверное, это будет BBDO.
Но это всё зависит от того, как мы оцениваем, я не меряю только выручкой, я всё-таки больше по креативной части. Если бы я был финансовым директором, я бы сказал, BBDO, но с точки зрения идей, подхода, решений, оригинальности, самобытности, в том числе фестивальных побед, это «Восход».
ОЛЕГ АНИСИМОВ: То есть не Hungry Boys?
ВЛАД СИТНИКОВ: Шутишь? Нет, конечно. Но мы стараемся.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, Hungry Boys всё-таки много работ интересных сделал за последние годы.
ВЛАД СИТНИКОВ: Конечно, конечно, мы стараемся. У нас должны же быть какие-то ориентиры, и вот для нас ориентир, это «Восход» — прежде, чем BBDO.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Скажи, пожалуйста, в связи с последней кризисной историей, как изменился спрос на твои услуги?
ВЛАД СИТНИКОВ: Хороший вопрос, и здесь надо рассказать историю. Мы все ожидали, конечно же, в конце прошлого года падения, это уже было очевидно. Хотя ещё даже не было сигнала от брендов, но было ощущение, что, скорее всего, будет падение.
Оказалось, нет, наоборот, мы работаем больше, работой загружены и работаем без тендеров в этот кризисный год. Многие клиенты приняли следующее решение: тендер — это хорошо, это правильно, но есть проверенные агентства, с которыми проще договориться, не теряя качество, о цене, но сохранить их креатив внутри себя, не падать с точки зрения идеи, решений, визуализации, слоганов.
Поэтому они пришли напрямую и сказали: «Ребята, сохраняете цены прошлого года, даёте ещё скидку и получаете бизнес на этот год». Все понимают, что он кризисный, вам лучше тоже не «тендериться» (прим. участвовать в тендере), и давайте работать вместе. И так мы получили уже трёх или четырёх клиентов, готовых с нами работать с запуском больших проектов.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Я так понимаю, сыграло роль некое формирование бренда Hungry Boys в последние годы.
ВЛАД СИТНИКОВ: Да. Это, конечно, бесспорно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Потому что я думаю, другие сейчас как раз потеряли клиентов, которые пришли к вам без тендера.
ВЛАД СИТНИКОВ: Скорее, любой тендер это какой-то «фифти-фифти»: либо да, либо нет. Ну, или шанс, ты сам измеряешь количество шансов для победы. Но в нашем случае не сказать, что они потеряли, потому что они бы получили возможность тендериться. Там, выиграл не выиграл — не понятно, то есть, бесперспективно.
Скорее они должны для себя понять, что им нужно делать, и может быть, даже какие-то брать у нас уроки по построению бренда, потому что за 3 года мы сделали так, что стали известны, и к нам приходят прямые запросы клиентов.
Не всякое агентство может похвастаться тем, что получает крупных международных клиентов, бренды, запросы. А так мы построили бизнес, и у нас есть большой входящий поток.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: В рекламном бизнесе всё достаточно сложно устроено с точки зрения собственности. Как это происходит в Hungry Boys?
ВЛАД СИТНИКОВ: Ну, здесь устроено следующим образом: когда я стартовал бизнес, мы были независимым агентством Hungry Boys в рамках Grape Group. Через полгода к нам пришёл WPP и сказал: «Ребята, мы вас берём, покупаем».
Hungry Boys входил в Grape, но в то же время мы не встраивались во все структуры, поскольку Grape был частью большой сети Possible Network. Мы были странным агентством, стратапом, где-то на периферии, у нас было достаточно много свободы.
И фактически мы существовали как независимое агентство, и даже нигде не показывали, хотя на сайте у нас висит, что мы часть Possible Network, но мы не показывали, не говорили об этом. И где-то это нам помогало, где-то наоборот это мешало. Крупный бренд вряд ли тебя возьмёт, если ты только что возникший стартап.
Но сейчас оказалось, что эта свобода дала такой всплеск креатива с нашей стороны и возможностей, которые мы открывали, что мы всегда были на самообеспечении, мы вернули деньги, которые просил у нас Grape, через полгода.
Мы как агентство на периферии стали достаточно заметным, чтобы привлечь внимание глобальной сети. И сейчас наш и уже кейсы висят на главной странице Possible Network, и они гордятся ими. Эти кейсы помогают брать новый бизнес от клиентов.
И сейчас у них история следующая: если раньше они не обращали на нас внимание, то теперь мирятся с нами, потому что нам нельзя помешать, мы сильно хорошие работы выдаём. У нас финансово всё хорошо. Они не могут прислать нам каких-то специальных людей, которые бы остановили наш рост. И в то же время мы не в стандартах их подходов, мы тратим меньше на менеджмент, мы придумываем проекты, в которых нет долгосрочных инвестициях в медиа.
Мы больше говорим о яркой идее, которая сама по себе приносит пиар, который не возникает ниоткуда, люди сами начинают шарить её. И они пробуют наши идеи, наши концепции у себя: в Сиэтле, Лондоне.
Поэтому, мы как бы вроде бы независимые внутри, но внешне всё-таки принадлежим WPP. Внутри, в душе, мы независимы.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Понятно.
ВЛАД СИТНИКОВ: И нас никто не остановит. Это хорошо.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Интересная схема, конечно, но ты себя ощущаешь предпринимателем, или ты себя ощущаешь частью большой мировой машины?
ВЛАД СИТНИКОВ: Нет. Самое интересное, изначально я предполагал, что никакой помощи от WPP не будет. Изначально, если бы мы не приняли для себя решение, что мы стоим в стороне, мы ничего ни от кого не ждём, ничего бы не случилось, и, может быть, этот подход хорош и для всей этой сетки Possible.
Когда ни от кого ничего не ждёшь, начинаешь рвать землю под собой. И так получилось, бизнес, процессы, финансы строили мы. Правда, большое спасибо Possible, потому что они нам открыли взгляд на то, как должна выглядеть бухгалтерия. Платить все налоги и оставаться в прибыли — это очень хорошо.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Теперь вопрос из другой оперы. Тебе какая реклама больше всего на последнем супербоуле понравилась?
ВЛАД СИТНИКОВ: Знаешь, я тебе не отвечу на этот вопрос. Как это ни странно, я не запомнил.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Какие сейчас тенденции ты видишь в этом году с точки зрения креатива?
ВЛАД СИТНИКОВ: Самая главная тенденция этого года для всего агентского бизнеса (а мы вышли как из интернет-рекламы): digital-агентства умерли. Их нет их больше. И не будет. Они либо стали креативными, либо стали медийными. Соцмедиа-агентства умерли.
Они стали либо частью штата брендов, либо частью креативных или медийных агентств. Интернет-реклама стала таким необходимым инструментом, что её уже нельзя выделить в отдельный бизнес. Сказать «это мегасложно, у нас отдельная экспертиза» почти невозможно.
Нужна отдельная стратегия. Это должен быть некий необходимый инструмент для привлечения аудитории. И это мы видим, например, по рейтингу ассоциации коммуникационных агентств России, который просто отменили рейтинг, интернет-агентств. Их больше нет. Есть креативные агентства, и есть маркетинговые услуги.
Это самая главная тенденция. Сейчас всем рекламным агентствам, которые раньше говорили, что они интернет или digital, необходимо обрести новую почву под ногами. Потому что-либо они станут продавать идеи, либо они уйдут в медиа-эффективные агентства. Это самая главная тенденция.
И ещё хорошая история: по большим международным брендам, мы видим, как алокируются бюджеты из телевидения, если нет возможности, и даются всё-таки в интернет. Какие-то кампании маленькие отменяются в пользу интернет-продвижения. Но видно, что телевизионная компания вкупе с интернетом работает гораздо сильнее, чем просто интернет.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Телевизор плюс интернет — микс правильный?
ВЛАД СИТНИКОВ: Это чётко должно работать. Мы видим по кампаниям, которые запускаются вместе с телеком, что это всегда успешные компании. Поменялась логика мышления человека. Человек сначала смотрит, что на ТВ, одновременно у него открыт ноутбук, тут же вбивает в «Яндексе» или Google то, что увидел.
Дальше идёт на площадки, смотрит, что об этом говорят эксперты, обычные потребители. Сообщение, мнения экспертов, мнения других людей соединяются — и тогда появляется мнение о продукте. Это работает сейчас только так.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Есть кейсы, что мало всё-таки эффекта именно для интернет-бизнеса от телевидения.
ВЛАД СИТНИКОВ: Если только берётся для интернет-бизнеса телевидение, это просто выкинуть в мусорку деньги, нет, ни в коем случае.
Изначально должно быть некое поле. Потребитель, внимание которого привлечено, должен окунуться в это поле, поизучать. После этого он определяет мнение о продукте. Если только ТВ, какие-нибудь принты и наружная реклама, это убийство, просто выкинуть бюджет в топку.
Ещё в начале 2000-х годов была история, как гипермаркет XXL выкупил чуть ли не все билборды в Москве и — ноль эффекта, просто слитый бюджет. Было понятно их стремление, но было очевидно, что им нужна аудитория, которая живёт интернетом, которая потом пойдёт и поговорит с другом о доставке, о логистике, о товарах и т.д.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: На мой взгляд, сейчас проблема креативного бизнеса не только в России, но и в мире состоит в том, что креативный бизнес зачастую нацелен на какие-то сложные идеи, потому что ему сложно продать простую идею клиенту. Клиент скажет: «А зачем ты мне принёс очевидную идею?» Но при этом простая идея может работать лучше. Отсутствие креатива бывает лучшим креативом.
ВЛАД СИТНИКОВ: Не соглашусь с тобой, поспорю даже с тобой. Мы понимаем, на самом деле, всегда понимаем. Одна из задач креативного директора — упростить то, что принес креативщик. Упростить максимально, потому что люди, которые смотрят нашу рекламу, это простые люди, которые не хотят включать свой мозг в момент, когда на каком-то канале их настигает реклама. Они хотят расслабления, отдыха и т.д.
Когда они в обеденный перерыв выходят в интернет проверить новости или посидеть в «Вконтакте», они не хотят включать свой мозг, они хотят отдохнуть, они хотят переключиться, и здесь им не нужны наши сообщения, мы им мешаем на самом деле. Поэтому, им нужны максимально простые решения, но в этой простоте должна быть и какая-то яркая идея.
Одна из задач креативного директора — придумать так, чтобы закрыть дверь перед креативщиком к сложной идеи, и развернуть в сторону максимально упрощённой, но с яркой маленькой ноткой, и всегда, конечно же, дать возможность бонусным предложением показать что-то более сложное, может быть, фестивальное, оригинальное, нестандартное.
Должно быть простое решение, которое точно будет работать и должно быть то, что нравится креативщикам. Надо сделать так, чтобы не давили на клиента, чтобы у клиента был выбор, если у него есть дополнительный бюджет и он готов реализовать эту странную идею.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Клиент ввиду своей эмоциональности может выбрать не продажный, а фестивальный вариант. Ты сам прекрасно знаешь, что фестивальные работы, показанные по телевизору, не продают.
ВЛАД СИТНИКОВ: Ты спросил про супербоул, ролики субпербоул продают, и зачастую сейчас почти все кампании построены на том, что за неделю до супербоула они крутятся в интернетах, потом они выходят на супербоул…
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Как ты вообще пришёл к тому, что создал собственное агентство?
ВЛАД СИТНИКОВ: Я думаю об этом зачастую, потому что очень бы хотел, чтобы сейчас как можно больше молодых людей начинали бы собственные агентства, и было больше конкуренции.
За последнее время я только от двух знакомых ребят слышал о том, что они открывают агентство. Последние три года вообще не было ни слуху, ни духу. Наоборот, я слышу и вижу, как агентства умирают. А нам нужнее дух этой постоянной борьбы, желания справиться со всем этим рынком, доказать что-то, иначе если этих вызовов не будет, мы расслабимся и будет падать качество. Я очень переживаю насчёт этого.
Сейчас я понимаю, что это было настолько рисково и непонятно. Когда я начинал, у меня были накоплены 2 тысячи долларов. В Конвертике они у меня лежали, зелёненькие.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Какой год был?
ВЛАД СИТНИКОВ: 2001-2002-й. Я работал как креативный директор в одной компании, ушёл, и было такое издательство «Салон пресс», которое выпускало журнал «Салон-Интерьер», «Идеи вашего дома».
Я подрабатывал дизайнером, потом ушёл и стал понимать, что я могу делать сам. У меня появился какой-то комплекс своих клиентов. Система, в которой я могу начать строить своё имя. Никому не подчиняться, просто делать свою работу, которая нравилась. Я всё время думал, что эта идея будет на стыке с интернетом, так как за ним чувствовал силу.
Нанял, соблазнил к себе аккаунт менеджера и двух технических дизайнеров. Мы договорились с одним из моих партнёров, что мы будем снимать у них комнатку вчетвером. Всё было вчёрную, никакого имени не было, никакого юрлица.
Сейчас такое просто невозможно. Я даже не могу представить, кто так рискнёт работать, хотя, конечно, ИП много чего решает. Мы делали по мелочи, боролись за выживание, но был какой-то дух единения.
В какой-то момент мы большой тендер выиграли, 5 тысяч долларов нам заплатили за разработку сайта. Это были деньги! Опять-таки из конверта зарплату вынимал, сам не доедал, но это было очень здорово. Получал большое удовольствие. Пока не встретился в очередной раз со своими друзьями из Grape. Они параллельно открывали этот бизнес, у них не было дизайн-студии, и мы начали немножко так сращиваться.
Потом менялись акциями, потому я стал партнёром Grape, но всегда вдохновляло осознание: то, что мы делаем, никто не делает на этом рынке. Не только деньги, которые в первые 5 лет были эфемерными.
Даже иногда мы садились с исполнительным или генеральным и говорили: «Слушай, вот мы нанимаем сейчас человека, он будет получать зарплату больше, чем я, но ведь я же владелец этой конторы, как же это возможно? И мы, конечно, соглашались с тем, что мы нанимаем этих людей, чтобы научиться самим. Мы инвестируем в них, чтобы получить знания для себя. В конце концов, мы остались довольны, но изначально это был дух пиратства какой-то.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сколько проектов компания за год может делать?
ВЛАД СИТНИКОВ: Ну, это же сервис. Он масштабируем. Мы такой хороший бренд построили на этом рынке, что очень много есть лонг-листов по разным позициям, кого мы хотим нанять. И люди готовы уйти, как только мы скажем, что мы готовы их брать.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, допустим, твой ресурс небезграничен.
ВЛАД СИТНИКОВ: Это зависит от делегирования. Например, сейчас запустил эксперимент: я всем своим креаторам даю возможность месяц побыть креативным директором и смотрю, как они справляются с этим. Из них потом кто-то станет этим директором. Я смотрю — они справляются без меня, и в этот момент переключился: мы открыли новый отдел, и я переключился на развитие этого бизнеса. Да, время не безгранично, но в то же время z настолько привык работать минимум 12 часов в день, что это вообще часть моей жизни. Есть такая болезнь современной молодёжи, когда мы стремимся всё время сохранять связь с нашими, с информацией, не упустить чего-либо.
В какой-то момент я начал думать, не случилась ли эта болезнь у меня, и понял, что нет. Это просто желание постоянно находиться в рабочем процессе. Это моя жизнь, мой кислород.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, твой кислород — это собственное дело, как таковое, либо рекламный бизнес?
ВЛАД СИТНИКОВ: Конечно, люди, с которыми работаю, конечно, моё дело.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ты мог бы с таким же успехом владеть рестораном и с таким же удовольствием этим заниматься?
ВЛАД СИТНИКОВ: Мало того, я думаю об этом. Даже был эксперимент. Я два месяца пытался помочь своим друзьям. Пытался — потому что, в конце концов, не договорились и закрыли дело, но мы пытались запустить бар. И да, я просто понял, что твоё время и инвестиции должны быть в твой бизнес, который ты контролируешь.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, Hungry Boys — отличное название для бара.
ВЛАД СИТНИКОВ: Он назывался «За двумя зайцами». Про Hungry Boys — хорошая мысль.
Я понял, что инвестировать нужно в то дело, которое ты контролируешь, которым занимаешься. Я понимаю, что контролирую Hungry, и поэтому я понимаю, что всё моё время должно уходить на то, что контролирую.
Поэтому не очень хорошо отношусь к инвестициям в покупку ценных бумаг, потому что не контролируешь никак. Это всё зависит от рынка, людей ты. А бизнес свой ты контролируешь, понимаешь и чувствуешь его. Поэтому здесь лучше инвестировать: брать деньги, которые заработал, и вкладывать в это же дело.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Если б ты не занялся рекламным бизнесом, чем бы ты сейчас занимался?
ВЛАД СИТНИКОВ: Я, правда, мечтаю о ресторанном бизнесе. Мне нравится обслуживать людей. Мне нравится видеть, как люди получают удовольствие от твоего продукта, какие эмоции у них проскальзывают в момент.
Мне больше нравится ресторанный бизнес или бар. Даже была у меня мечта: когда успокоюсь уже, когда мне будет 60, открою бар-библиотеку. Если помнишь, были такие хипстерские бары-библиотеки на Пятницкой.
Ты можешь и читать одновременно, и бухать. Это, мне кажется, самое хорошее, что может быть.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ясно. Влад, скажи, пожалуйста, сейчас какие будут инструменты и подходы в онлайне работать с точки зрения ярких всплесков, которые будоражат мысли и привлекают новых клиентов?
ВЛАД СИТНИКОВ: Всегда то, чего ещё не было. Всегда то, чего ещё не было. Всегда, и это очень много зависит от продукта.
Если продукт совершенно новый и оригинальный и действительно решает какую-то человеческую потребность, то ему достаточно легко придумать хорошую кампанию. Потому что хорошую продукцию всегда будут покупать, и о нём будут всегда хорошо говорить. Как только он встанет на полки –— всё, ты гарантируешь себе безбедное будущее.
И продукт, к которому уже привык рынок, не знаю, «Калгон» какой-нибудь, например. Понятно, утилитарная функция, помогает жить машине дольше. Но поскольку рынок зашоренный, и ярких коммуникационных сообщений никто не доносит, и узнаваемость 100-процентная, здесь тоже могут происходить какие-то яркие всплески для того, чтобы привлечь внимание.
Как в своё время Oldspice сделал на рынке мужских гелей для душа. Та же самая история может произойти. Важно, чтобы мы думали о том, хотят ли люди рассказывать об этом друг другу. О том, что нужно покупать «Калгон» для стиральной машины, вряд ли я бы с тобой поделился.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Кстати, хорошая история — поговорить о «Калгоне».
ВЛАД СИТНИКОВ: Если бы я под другим соусом её занёс…
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, вот видишь, ты уже занёс под другим соусом.
ВЛАД СИТНИКОВ: Но, есть же люди, которые смотрят тебя, и им это не очень было бы интересно это слушать. Поэтому, нужно правильно преподнести, может быть, как-то взбудоражить рынок, нужно об этом думать. Это моё мнение.
У пивных брендов явно проблемы. Всё запрещено и нужно придумывать так, чтобы люди сами говорили об их брендах, например.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сейчас, на мой взгляд, информация живёт очень коротко.
ВЛАД СИТНИКОВ: Так и есть, да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Поэтому вложения чисто в бренд, на мой взгляд, становятся неэффективными. Любая брендинговая реклама должна соприкасаться с продажами обязательно. Иначе это забывается. Еесли человек не купил через день, почему он купит через год?
ВЛАД СИТНИКОВ: Самый большой фундаментальный инсайт потребления — это отсутствие информации. Если человек не знает что-либо о чём-либо, если у него нету мнения об этом, если это первое, что возникает, пусть даже очень красивое на его горизонте, ты вряд ли это купишь.
Допустим, есть Mercedes Benz, и полная копия, может быть, на том же самом заводе собранная, китайская марка, которую ты не знаешь. Она в два раза дешевле. Ты покупаешь luxury-автомобиль. Какой ты выберешь?
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, естественно Mercedes Benz.
ВЛАД СИТНИКОВ: Потому что ты о нём знаешь. Ты в нём уверен, у тебя есть история.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Потому что покупающие роскошные автомобили платят за кружок Mercedes, а не только за начинку автомобиля.
ВЛАД СИТНИКОВ: Вот под этим кружочком уверенность, что он будет бегать. Это история, накопленная годами, и ты знаешь эту историю, потому что Mercedes Benz вкладывает имиджевой рекламой в твою голову эту информацию.
Полная копия, те же самые детали, всё то же самое, те же самые люди собирают, но с другим значком. Ты её не знаешь, совсем не знаешь, для тебя это будет как пятно. Изначально будет предубеждение к этому продукту, к этому бренду. Поэтому имиджевая реклама, как и пиар, даёт некоторое поле, в котором потом свободный разум, рыскающий хорошую цену, найдёт правильный приз.
И без имиджевой рекламы ты не построишь долгосрочную связь с потребителем, ты ему не донесёшь ценность. Так просто не расскажешь про себя. Вот ты говоришь, Hungry Boys — Hungry Boys — Hungry Boys, ты вот уже три года, на самом деле, что-то о нас знаешь, о нас что-то слышал. И это, отчасти, наша имиджевая реклама, потому что наши кейсы — это наша реклама. Потому что мы и продвигаем, мы даже платим в фейсбуке за продвижение нашего кейса.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Вы очень хорошо отрабатываете кейсы.
ВЛАД СИТНИКОВ: Это наши ролики рекламные.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Подходите к этому вопросу не формально. То есть, снимаете какой-то короткий ролик, объясняете, в чём была задача, в чём была идея. Это очень правильный подход, конечно. И удивительно, как у вас хватает времени на это.
ВЛАД СИТНИКОВ: А это включено в наш бизнес-процесс, который я построил. Может быть, я один из первых, кто стал им пользоваться. Мы загружаем монтажёра, который сидит, занимается этим. Он как бы не особо приносит денег нашей компании, но в долгосрочной перспективе…
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Только на обязательной основе можно запустить этот процесс, так как он второстепенный…
ВЛАД СИТНИКОВ: И, в конце концов, все к нему будут так относиться.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Грамотное решение с точки зрения управления. Это, кстати, хорошая идея для наших молодых предпринимателей.
ВЛАД СИТНИКОВ: Конечно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Мало кто использует креативно отзывы клиентов и свои кейсы, и на цифрах не показывают, как это хорошо помогает в бизнесе.
ВЛАД СИТНИКОВ: Конечно, без отзывов ты не построишь себе паблисити. Если тебя никто не знает, о тебе никто не говорит. Кто ты такой? Никто. И никто тебя никогда в жизни не купит, потому что ты никто.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Речь про формирование бренда. Мало кто в России, к сожалению, пока понимает важность бренда, как такового. Что это не только название и логотип, а совокупность мыслей, которые приходят в голову людям.
ВЛАД СИТНИКОВ: Не все конечно. Есть бренды, которые строятся только на паблисити и на бренде. Например, «Сплат», где фактически построен на том, что в каждом тюбике есть письмо, в котором создатель бренда обращается к покупателям. Это один из ярчайших представителей. Есть всплески, есть кейсы, есть бренды.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: По поводу «Сплата» я тебе хочу сказать, что это хорошая коммуникация с действующими клиентами, но это не работает для привлечения новых клиентов.
ВЛАД СИТНИКОВ: Почему же, есть лояльность, а лояльный человек потому в какой-то момент порекомендует, покажет и поделится.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Нет, я к тому, что компания должна была эти письма очень активно в интернете промоутировать, а они даже не выложены.
ВЛАД СИТНИКОВ: Да, это странно. Я знаю просто то, что в маркетинге «Сплата» нет бюджета на рекламу вообще. Есть на пиар, но на рекламу — ноль, зиро.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Но бренд они построили хороший.
ВЛАД СИТНИКОВ: Отличный, красивый.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Влад, скажи, пожалуйста, как предпринимателю, который сейчас начинает бизнес, сейчас достичь успеха?
ВЛАД СИТНИКОВ: Нужно иметь крепкие яйца. Потому что сейчас другой культурный background. Когда я начинал агентский бизнес, всё можно делать «вась-вась», или слово купеческое решало. Сейчас, конечно, нужно быть финансово и юридически подкованным.
Нужно понимать все риски, которые ты берёшь, нужно понимать, что чёрный бизнес уже не построишь, налоги надо платить. Нужно иметь большую волю, а может быть, и просто образование для того, чтобы начать.
Второе, нужно быть уверенным в своей идее, и ни в коем случае её никому не делегировать. То есть, тот кто основал бизнес, он должен стоять у руля и контролировать фактически весь процесс.
Может быть, это не есть хорошо, но я смотрю, что делают мои дизайнеры, смотрю, что делают мои финансовые сотрудники, смотрю как у меня выглядит ресепшн, слушаю, что девочка говорит по телефону.
Я смотрю, как выглядят мои люди, когда едут к клиенту, что говорят, я их отправляю специально на курсы, чтобы они лучше общались, лучше презентовали наш продукт. Я специально читаю лекции каждые полгода для всей компании о том, что есть наш продукт, потому что есть некое, новые люди же приходят и т.д.
Ты должен контролировать всё, ты должен жить своей идеей, и ни в коем случае не предавать. Нельзя кидаться из стороны в сторону. Но ещё важно в какой-то момент понять, что не получилось, и не влезать в долги, не продолжать педалировать свою идею, просто нужно признаться себе — не сработало. Потому что иначе ты просто разоришь всех вокруг. Друзья, конечно, дадут тебе деньги, партнёры тебе доверятся, но в итоге они останутся ни с чем, зато ты останешься со своей идеей. Это неправильно, нужно вовремя понять и остановиться.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Россия пригодна для жизни и бизнеса?
ВЛАД СИТНИКОВ: Сложный вопрос. Да, конечно. Если у тебя есть яйца. Здесь очень много больших проблем.
Первое — сейчас почему-то гигантское гнобление предпринимателей. Их опять начали называть буржуями, спекулянтами и всячески давить. Есть невероятное стремление (отчасти из-за природной лени молодого поколения) идти в «Газпром» работать. И не воспитывается дух предпринимательства, его почти нет. Я не вижу, есть какие-то собрания, есть школы, есть какие-то организации, но на деле я не вижу реального результата от них. Есть давление на бизнес со стороны налоговой и т.д., нету возможности взять и начать делать то, что ты хочешь делать.
У людей нет некоторого горизонта наперёд. Наоборот, есть некий страх, что будет хуже, и никто не разрушает страх, нету специальной программы, которая бы разрушала этот страх.
Я знаю, что на телевидении запретили говорить слово «кризис». Такое же слово я запретил произносить в свой компании, чтобы люди в головах не держали его, чтобы он не давил на них. Но это русский человек. Есть очень много людей, которые любят свободу, хотят делать своё дело, они любят свой продукт, любят делать руками, радовать других людей.
И поэтому предприниматели будут возникать. И к счастью, таких людей уважают и любят. Любят хорошие рестораны, любят хорошие парикмахерские, любят хорошие проекты в интернете, которые дают им хорошие цены, делают жизнь удобной.
Конечно, нужно делать, но это будет сложно. Не так легко. Но сложности воспитывают русских людей. Поэтому, думаю, что наоборот, это будет хорошо.