После кризиса 2008 года Ольга Малышева решила открыть собственный бизнес: школу танцев на пилоне. За это время через школу прошло 1500 человек. Ольга рассказала нам о специфике своего бизнеса. Ольга Малышева (школа танцев MajeStick). От сексуальности к спорту.
Наконец девушка в гостях у Мое Дело (moedelo.org). Встречайте — основательница школы танцев MajeStic Ольга Малышева.
Вы можете ознакомиться с аудиоверсией на iTunes и Подстере и видеоверсией интервью на Youtube. Программа выходит на телеканале PRO Бизнес. Предыдущие интервью нашего цикла здесь.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Здравствуйте. Сегодня в гостях у интернет-бухгалтерии «Моё дело» Ольга Малышева, которая основала школу танцев под названием MajeStick («Маджестик»). Ольга, кстати, один из знаменитых клиентов интернет-бухгалтерии «Моё дело». Очень приятно, что вы пользуетесь сервисом. Ольга, пожалуйста, расскажите с самого начала, как пришла идея организовать школу танцев, и как она развивалась?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Началось с увлечения. Я работала в офисе, как большинство москвичей, но со временем эта рутина поднадоела, и однажды к нам в офис пришли моя коллега, у которой из сумочки торчали каблучки. Я очень заинтересовалась. В те времена понятие стрип-пластики было не просто новым, но и скандальным. Несмотря на то, что всем хотелось, было и страшно. Поэтому, пользуясь знакомством, я вместе с этой девушкой пришла в школу, в которую она записалась. Боялась сначала, потом поняла, что всё не так страшно, как кажется. А со временем настолько затянуло, что стало частью моей жизни.
Я поняла, что, наверное, не будет второй жизни, не будет второго случая для того, чтобы претворять свои мечты, и решила воспользоваться шансом и сделать увлечение ещё и своей работой. Так, собственно, и пришла в голову идея. Сначала было несколько учеников, мы занимались, и в то же время хотелось чего-то большего.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Сейчас это называется танцами на пилоне?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да, это танец на пилоне, хотя то, что было раньше и то, что сейчас — два разных направления, скажем так. Раньше это действительно была стрип-пластика, очень приближено к женственности, сексуальности. Женщины в первую очередь именно за этим шли. Сейчас хотят абстрагироваться от сексизма, сексуальности, отказываются от этой составляющей и больше уходят в спорт. То есть, девушки предпочитают вместо фитнеса ходить на пилон.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, как я посмотрел в YouTube, интернете, на фотографиях, люди с лишним весом заниматься подобным, в принципе, не могут? Как там можно удержаться, на таких нагрузках, обладая излишним весом? Это фактически такая гимнастика…
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Это не только гимнастика. Избыточный вес не только может препятствовать, но наоборот, и помогать. В каких-то случаях худеньким девушкам проще, а в каких-то — наоборот. Удержаться на пилоне девушкам с весом, на самом деле, проще — сидеть, зацепиться, удержаться, повисеть. С другой стороны, скрывать не буду, им тяжелее тягать свой вес.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Школ танцев в Москве довольно много, а вот именно специализированных по направлению «пилон» сколько существует?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Их становится всё больше и больше. Тех, которые зарекомендовали себя, известных, действительно профессиональных школ — не очень много.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Это направление когда в России возникло?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: В России, если мы говорим именно про Москву, скорее, в 2009 году. Первое соревнование прошло в этом году.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Насколько я знаю, через школу прошло уже полторы тысячи человек. Хороший результат, на мой взгляд. Это получается как образовательное учреждение уже?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Мы скорее спортивная секция, спортивный клуб и женский досуг, скажем так, хотя к нам приходят и мужчины. Девушки, которые к нам приходят, это же и мамы, и жёны, и чьи-то дочки. Они выходят замуж, рожают детей и потом возвращаются снова, причём, бывает, с детьми.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ольга, насколько трудно было вообще организовать клуб?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Дело в том, что я начинала среди немногих, по этой причине никакой наработанной базы не существовало и, по-моему, не существует до сих пор. Не было готовых решений, поэтому я шла наощупь. Понимала, что мне нужны какие-то определённые технические стандарты, чтобы организовать зал. Любое помещение не могло бы подойти. Несмотря на то, что сдаётся в аренду много помещений, подходящих совсем не много. Плюс ремонт, который приходилось делать чуть ли не своими руками. Плюс специальное оборудование. Мастеров, которые занимаются таким оборудованием, тоже не много, их можно пересчитать по пальцам. Действительно, раз-два и обчёлся на всю Москву. И есть люди, которые могут не профессионально что-то сделать. Всякое бывало.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Какой объём помещения?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Кроме тренировочного зала, я рекомендую ещё хотя бы 2-3 помещения, и плюс ещё дополнительные, где люди переодеваются, получают какие-то бытовые услуги. Значит, не менее, 150 квадратных метров.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Какие ещё есть нюансы в создании и управлении танцевальной школой?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: В первую очередь, личная заинтересованность, огромные моральные, физические силы. Такой бизнес не может развиваться, если человек сам не знает всей специфики танцев. Люди, которые строят, основывают свои школы, не просто танцуют за какие-то награды, они постоянно ездят, тренируются, в соревнованиях участвуют. Они честолюбивые, творческие, с устремлениями. Это основополагающий принцип для того, чтобы такой школой заниматься.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Какие основные ошибки были при развитии бизнеса?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Ошибки бывают. Может, какие-то будут известны позже, со временем, сейчас мы ещё в процессе. Важно уметь разбираться в людях, важна команда единомышленников. Как ни в каком другом бизнесе, нужны люди, на которых можно положиться. Потому что здесь не только деньги решают, будет бизнес успешным или нет.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: И как таких людей подобрать?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Подсознательно. Я знала тех, кто подбирал себе команду по гороскопу. Даже так.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Интересно. А как вообще привлекать людей? Это интернет-реклама, контекст, или листовки, местные газеты —что?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Местные газеты не очень работают. Какие-то виды рекламы не совсем эффективны, потому что стоимость контакта с одни клиентом слишком высока. Максимально эффективна интернет-реклама, социальные сети. Небольшие частные бизнесы развиваются, продвигаются через социальные сети.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Во «Вконтакте» я видел у вас сообщество…
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: «Вконтакте», да, мы максимально пытаемся. Сайт, новости, постоянно отчётные концерты. Буквально на днях был очередной. Instagram сейчас тоже развиваем.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: То есть, социальные сети — самое то для продвижения?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да. Плюс мероприятия. Сейчас приближается лето, и мы выезжаем вместе со своей командой. Даже не на пляж, просто в лес.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: В связи с кризисной ситуацией, спрос падает или сохранился на том же уровне? В частности, англичане проводили исследования, что в кризис люди больше занимаются сексом. Денег нет — занимаются тем, что бесплатно. Возможно, девушки начинают отказываться от танцев и идут, например, домой.
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Я скажу по своему опыту. Одна из причин, по которой я превратила увлечение в бизнес — именно то, что я не могла себе больше позволить оплачивать тренировки. Тогда тоже был период кризиса в России. Соответственно, мой опыт — ответ на этот вопрос. Кто хочет, тот найдёт возможность.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Понятно, значит, нам следует ожидать появления большого количества клубов. Но чувствуется снижение некоторое спроса?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да, как и везде, конечно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А интересно, сколько стоит месяц занятий, или абонемент? Как это всё измеряется?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Каждая школа по-своему строит политику продвижения ценообразования. Скажем, в моей школе, может быть, даже она единственная в Москве, можно по одному абонементу заниматься сразу тремя направлениями — это танец на пилоне, воздушное кольцо и воздушные полотна.
То есть, девочки, которые занимались на пилоне, со временем стали осваивать какие-то похожие снаряды, находили общее применение своим навыкам. Значит, для девушек выгодно приобретать такие абонементы.
Так же с длительностью занятий: у нас в школе тренировки по полтора часа. Часа мало, потому что одна разминка 20-30 минут длится. Таким образом, стоимость делим на минуту и получаем наиболее для себя хорошие условия.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А на полотне — это что такое?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: То, что вы наверняка видели в Цирке Дю Солей. Полотна — это высота, до 8-9 метров доходит. Девушки залезают, одна, две, даже бывают групповые номера, но это большая редкость.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ольга, а этот бизнес может быть масштабирован? Скажем, в сеть танцевальных школ по всей Москве?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да, может. Бывает, люди интересуются конкретной школой, конкретными преподавателями и конкретным направлением, потому что от школы к школе специфика всё-таки разнится. У каждой школы существует свой стиль, и он, например, максимально импонирует, поэтому человек хотел бы заниматься в конкретной школе, но территориально она расположена не очень удобно. И люди либо ездят на другой конец Москвы ради тренеров, ради особого направления обучения, либо, если школа может себе позволить открыть сетевые филиалы, то, соответственно, идёт навстречу своим потенциальным клиентам.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Просто я вспомнил предпринимателя Ги Лалиберте, основателя Цирка Дю Солей. Он изначально начинал, как уличный фокусник. И построил империю, которая стоит чуть ли не несколько миллиардов долларов, фактически, привлекая большое количество артистов. А почему не построить империю школы танцев MajeStick по всей России?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Наверное, это вопрос времени. В своё время именно выступление Цирка Дю Солей вдохновило меня организовать похожее шоу на одном из наших концертов. И нам это, по-моему, удалось. Мы создавали сказку по мотивам «Алисы в стране чудес». У нас она называлась «Алиса в стране Pole Dance», где мы совместили номера на воздушных полотнах, на воздушном кольце и даже стрип-пластику и йогу. И конечно же, танец на пилоне, большое театрализованное действие с костюмами, декорациями, с лейтмотивом, с узнаваемыми героями, с центральной идеей. Всё, что происходило во время этого мини-спектакля, происходило прямо на глазах у зрителей. То же самое, что происходит на представлениях Цирка Дю Солей, когда даже смена декораций или смена спортивных снарядов происходит на глазах, и это как-то интересно обыгрывается. Ученики нашей школы были максимально задействованы.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Хочу пару вопросов задать по поводу интернет- бухгалтерии «Моё дело». Как получилось, что именно этот сервис был выбран для ведения учёта?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Не очень хорошо помню тот день, ту минуту и тот час, когда это случилось. Но, как человеку творческому, заниматься цифрами, бухгалтерией для меня очень тяжело. Ничего в этом не понимаю, всё время испытываю трудности, особенно в сроках, сдачах, периодах. И год от года, несмотря на то, что бизнесу много лет, никак не могу запомнить все эти периоды. Это самая большая проблема для меня. Соответственно, мне нужен какой-то помощник, что-то типа календаря, с простейшими какими-то функциями: вовремя напомнить, заранее предупредить, поставить в известность, чтобы вовремя успеть сдать отчётность. Для меня это самое-самое главное. И каким-то образом я вас нашла. Кстати, тоже в интернете.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Понятно. Сервис справляется с этой функцией? Облегчил жизнь?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да, конечно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, отлично. Ольга, а клиентская аудитория школы какова? Кто те девушки, женщины?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Кроме того, что в основном это женщины, и лишь небольшой процент мужчин, как я говорила, это — мамы, дети и так далее. Интересные у меня были наблюдения по поводу профессий и специальностей: бухгалтера, медики, стоматологи, бизнесмены, в том числе.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Наверное, такой срез общечеловеческий всех профессий.
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да. Даже бывают матери-героини, то есть, мамы 3-4-х детей. Даже так.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А мужчины чем занимаются?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Мужчины у нас наиболее свободные, это либо студенты, либо люди, которые могут себе позволить более-менее свободный график работы. Наверное, фрилансеры, спортсмены, творческие опять же люди.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Понятно. Сколько в среднем один человек посещает школу по времени — один год, два года?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Как правило, если человек пришёл и вовлёкся в процесс, то, даже если у него есть какие-то временные причины не посещать школу, не значит, что он никогда не вернётся. Бывает, что проходит год-полтора, и мы снова видим клиента. Если же человеку показалось, что это просто не его направление, он уходит довольно быстро. Где-то через месяц-два. В среднем, для того, чтобы человек увидел какой-то результат, нужно, наверное, от 3 до 5 месяцев. Раньше этого времени говорить по поводу того, что получается или не получается, и будет ли этот человек дальше посещать, очень сложно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А какие текущие проблемы возникают по бизнесу? СЭС приходит, стучат строители?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: В первую очередь это общение с людьми. Мне самой крайне неприятно отношение к нам как к сфере услуг: «Мы пришли и поэтому, пожалуйста, обслужите нас». Это само по себе неправильно. Так как наш бизнес — вложение не столько материальных, сколько своих внутренних, эмоциональных ресурсов. И по этой причине я и мои тренеры больше направлены на результат. Помочь человеку реализовать свои возможности, стать лучше. Соответственно, мерить это деньгами нельзя, это отношения. Поэтому и меня, и мою команду очень обижает, когда люди приходят и говорят: «Мы заплатили деньги, обслужите нас».
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Надо повесить такую табличку: «Вам может быть отказано во входе без объяснения причины, это частный клуб».
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да, возможно.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Действительно, бывают клиенты, от которых больше проблем, чем доходов, и у каждой компании есть способ, как таких клиентов «завернуть», не обслуживать. Потому что иначе они вымотают все нервы. Я склонен иногда не разделять подход, что «клиент всегда прав».
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: В бизнесе должно быть две направляющих, одна заключается в стремлении компании идти навстречу клиентам. Но, в то же время, не должно быть так, чтобы клиенты были во всём всегда правы. Потому что у компании тоже есть свои правила, которые нужно соблюдать. Тогда будет найден какой-то консенсус.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ольга, какие ещё проблемы бывают у школ танцев?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Могу сказать именно про школу танцев на пилоне, потому что это специфичный бизнес. Один из главных моментов — это обеспечение безопасности. Поэтому, когда приходят ученики, тренер с ними занимается, по сути, как с детской группой. Всё время следит за тем, чтобы люди не получили какую-нибудь травму, заботится о них, всё время находятся поблизости, чтобы поддержать. Учеников в группе в нашей школе, в среднем, от 6 до 8 человек, значит, тренер 6-8 глаз имеет.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А страхование какое-нибудь предусмотрено? Я имею ввиду финансовую услугу, если человек, допустим, получает травму?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Нет, такой услуги мы не предоставляем.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Можно просто человека обязывать, чтобы страховку покупал.
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Правила техники безопасности у нас обязательно для ознакомления висят в школе, и на сайте, и человек подписывает своё согласие с тем, что ознакомился с правилами. Плюс к этому идёт инструктаж во время занятий. Лично я каждый раз рассказываю: если вы выполняете трюк, обратите внимание вот на эти опасности. На отработке трюков — обязательно маты и страховка. Если нет поблизости тренера, какой-нибудь партнёр или ученик находится поблизости.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А помещение находится до сих пор в аренде?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Да.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: А интересно, сколько стоит такого рода помещение снять?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Стоимость аренды разная в центре Москвы и на окраине.
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Ну, в вашей школе?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: А можно мне этот вопрос оставить в тайне?
ОЛЕГ АНИСИМОВ: Можно, конечно. Ольга, тогда вопрос последний: Россия вообще пригодна для бизнеса?
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА: Тяжёлое поле, пожалуй. В первую очередь, потому что у нас привычно идти от клиентов. Как клиент скажет, так и будет. Мне кажется, что за рубежом несколько иначе, поэтому бизнесмен там может себя реализовать ещё и с человеческой точки зрения. У нас больше уходят в финансы, деньги. И это печально. Ну, и плюс ко всему, постоянные повторы кризисов. Когда они циклично происходят, каждый раз школы танцев находятся на грани выживания.
После кризиса 2008 года Ольга Малышева решила открыть собственный бизнес: школу танцев на пилоне. За это время через школу прошло 1500 человек. Ольга рассказала нам о специфике своего бизнеса. Ольга Малышева (школа танцев MajeStick). От сексуальности к спорту
Ольга Малышева, студия «Маджестик» (Москва)
На момент принятия решения о начале своего дела у меня не было грандиозных планов. Была пусть и интересная, но офисная работа копирайтером в рекламном агентстве и новое увлечение — pole dance. Причём в те времена танец на пилоне был настолько новым, что не воспринимался обществом адекватно. Это было «плохо» и многими скрываемо.
2009 год — довольно кризисный для России период, и я не могла больше позволить себе тренировки. Но бросать не хотела. Чтобы окупить свои затраты я создала себе новую работу — тренером по пилону, набрала группу и сначала довольствовалась помещениями в аренду для тренировок. Этот период оказался с нулевой прибылью, но примерно покрывал мои расходы. Тем не менее, я чувствовала, что трачу времени больше на это новое «дело», чем продолжительность самих тренировок.
К тому же рекламное агентство закрылось, и я осталась без работы.
Так назрел план заняться тренерством pole dance серьёзно.
Все свои сбережения я вложила в аренду помещения под школу танцев. И их, конечно же, не хватило. Кроме арендной платы, неокупаемой в период становления бизнеса, когда имеешь только первого ученика, понадобилось сделать тотальный ремонт, купить и установить новое оборудование. Это и пилоны, и музыкальное оборудование, и зеркала, и хореографические станки….
Плюс расходы на рекламу. Плюс на хостинг, доменное имя. Приходилось работать по нескольким специальностям. Сайт, рекламу, раскрутку и продвижение я делаю сама. Приходилось подрабатывать где-то ещё для покрытия расходов.
Мои услуги:
Я занимаюсь обучением танцу на пилоне, а с некоторых пор стретчингом, воздушными полотнами и кольцом. Ставим свадебные танцы и танцы в подарок.
Параллельно я развиваю фотостудию, специализирующуюся на фотосъемке pole dance, полотнах, кольце. Кроме работы тренера по танцам, я освоила профессию визажиста и массажиста.
Мой опыт режиссёра по рекламе также пригодился. В нашей школе благодаря широкому спектру услуг можно создать и подарить самые разные впечатления и приключения, связанные с танцами, фотографией, женственностью.
Мои достижения:
Самая главная цифра: существование школы пятый год. За это время нашими услугами воспользовались более 1500 человек. Мы говорим, конечно, не о разовой услуге.
У нас есть ученики-ветераны, которые остаются преданными школе с первых дней.
Есть ученики, которые успешно участвуют в соревнованиях, сделали своё увлечение новой работой и даже гастролируют, стали лицом спортивных брендов, в общем, люди, на чью жизнь наша школа повлияла кардинально и положительно.
Мой выбор:
Может быть, это дело выбрало меня. Танцую я с 6 лет. Немного гимнастики и акробатики. В детстве я мечтала стать танцовщицей, но более разумно воспринимающие жизнь родители рассказали мне, что такой «работы» нет. Поэтому я выбирала по жизни другие «работы». Пробовала себя во многом, и успешно. Но никогда не ощущала себя в работе чем-то действительно значимым, это как винтик в руках часовщика, когда тебя вставляют в некий механизм, и только.
Мои преодоления:
Старт был очень тяжел и не осознаваем до конца даже при наличии чёткого бизнес-плана на бумаге. Этот план просто не работал. Те, кто рисуют планы профессионально, не могут знать подводных камней каждого бизнеса. Те, кто знает бизнес изнутри, первоначально всегда находятся в позиции новичка.
Наиболее тяжело было спустя год, когда ты истощен затраченными усилиями и физически, и морально. Не чувствуешь веры в предприятие со стороны других людей. Главное, находить в себе силы не опускать руки, когда особенно тяжело.
Если бы я отступила, потеряла бы веру в себя. Такие вещи вы потом никогда не исправите. Так что развитие моей школы позволило мне осознать свои возможности.
Моя мотивация:
Успешный предприниматель может многое сделать и для себя, и для общества. Давайте не будем зацикливаться на финансовой выгоде для себя. Когда попробуете поднять бизнес, сама идея которого основана на чём-то возвышенном и требующем от вас внутренней самоотдачи, придётся прийти к выводу, что деньги — не главное.
Хотя я даю возможность людям дополнительного заработка. И это греет.
Мне нравится, что предпринимательство развивает меня во всех смыслах, не даёт застояться.
Также важно ощущение определённой свободы, когда ты выстраиваешь жизнь, а не кто-то за тебя. И вообще нравится что-то организовывать.
Мои ошибки:
Я совершаю ошибки каждый день. Потому что всё равно продолжаю учиться.
Одна из первых и самых серьёзных моих ошибок: надеяться снизить свою ответственность в некоторых вопросах, чтобы облегчить себе жизнь. Это привело к потерям.
И не то, чтобы ошибка: нежелание или неумение делегировать и распределять обязанности.
Наверное, крупные ошибки — когда ошибалась в людях. Я про команду. И это касается не только случаев, когда ошибаешься в худшую сторону, иногда людей недооцениваешь, это тоже случалось. Трудно находить единомышленников. Для подобного бизнеса правильные люди и командная работа — основа основ.
Я не исключение, и иногда вводила услуги/товары, которые не хватает ресурсов продвигать. Но это закономерность, нужно учитывать, всегда будут направления занятий, которые вовсе не приносят дохода.
Правильным решением стала автоматизация бизнес-процессов. Однако это палка о двух концах. Я всегда стараюсь помнить, что работаю с людьми, а не с машинами. Люди должны чувствовать фидбек от человека, а не только получать обезличенные рассылки и смски в рассчитанное и положенное время.
«Моё дело»:
Мне, не привязанной к офису, просто необходимо иметь возможность вести бухгалтерию, находясь в постоянном движении, переездах, разных местах. Неискушенному в бухгалтерии предпринимателю не хватает знаний, сроков, периодов, дат сдачи отчётности, простых справочных материалов, консультаций по бухгалтерскому делу. Этим «Моё дело» и помогает.
Мои увлечения:
Танго и фламенко; готовить; варить мыло и создавать красивые вещицы из бисера; угадывать желания и дарить подарки; бывать в интересных местах, городах; красивые фотографии и рисунки.
Большую часть своего времени я читаю. Из нехудожественной литературы люблю «Deadline» Тома ДеМарко. Из художественной: «Алиса в стране чудес» Кэролла; «Маленький принц» Экзюпери, «Искра жизни» Ремарка, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дата Туташхиа» Чабуа Амирэджиби, «Механический апельсин» Берджеса, «Похождения Швейка» Гашека, стихи Сергея Есенина.
Моя любимая музыка: Tiamat, Diary of Dreams, The Gathering, Paradise Lost, «Алиса», «Кино», «Чёрный обелиск».