Подписывайтесь на мой телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside. Темы канала: экономика, инвестиции, финтех, банки. Автор: Олег Анисимов
Как Тимати достиг успеха? Что было сделано, чтобы превратить имя в успешный бренд? В гостях у Олега Тинькова кумир молодежи рассказал, чем занимается помимо музыки и как зарабатывает деньги.
Текстовая версия передачи
Олег Анисимов, главный редактор журнала ФИНАНС:
Здравствуйте, пятнадцатилетние девочки и тридцатилетние мальчики. Сегодня в гостях программы «Бизнес-секреты» с Олегом Тиньковым предприниматель Тимати. Привет, Тимати.
Тимати:
Вечер добрый.
Олег Тиньков, бизнесмен:
Привет! Не обижай Тимати. Чего ты сразу 12-летние?
Олег Анисимов:
15-летние.
Олег Тиньков:
15. Мне 40, но я Тимати очень люблю, например. Например, в клубе Дягилев, я помню, он зажигал. Я с удовольствием танцевал.
Тимати:
Неоднократно, да.
Олег Тиньков:
Неоднократно это было. И, несмотря на то, что дочь моя его любит 15-летняя, я тоже с удовольствием его слушаю.
Олег Анисимов:
Тимати, объясни, пожалуйста, а чем отличается хип-хоп от рэпа?
Тимати:
На самом деле все просто. Хип-хоп – это в целом культура, а рэп – это непосредственно музыка, переводится как «rhythmic American poetry». RnB – это «rhythm and blues» ритм и блюз. Т.е. хип-хоп – это, в общем, культура, рэп – это музыка, там RnB – это тоже направление музыки.
Олег Тиньков:
Тогда лучше рэп и RnB, чем отличаются? Для меня уже. Потому что я и то, и то слушаю периодически.
Тимати:
RnB – это, наверное, более мягкая музыка с участием вокала, т.е. когда слышно, что в припеве девочка поет или мальчик.
Олег Тиньков:
Ты RnB делаешь, правильно?
Тимати:
Я делаю и рэп, и RnB. Да.
Олег Тиньков:
А как называется эта радиостанция. Я все время люблю ее слушать. 105.3, да?
Тимати:
105.2,- «Next FM».
Олег Тиньков:
Вообще сильно. Я все время там на ней пропадаю. Водитель меня не понимает, конечно. Говорит: «Ты чего, Олег? Как ты это можешь слушать?». Я уйду, он сразу ставит «МАЯК FM». И я говорю: «Не, давай 105.2. Это круто». Мне нравится «Next FM».
Тимати:
«Next FM» – отличная станция.
Олег Тиньков:
А есть еще что-то более прогрессивное сейчас?
Тимати:
К сожалению, пока нет. Т.е. сегмент только растет, он новый, но уже виден огромный прирост. Например, если смотреть 5 лет назад, когда я приходил со своей музыкой к продюсерам, к программным директорам ТВ-компаний и радиостанций, мне говорили: «Да о чем ты говоришь? Такую музыку никогда не будут ставить, ее никогда не будут играть. Рэп – это заимствованная музыка, музыка черных кварталов. Она никогда не будет превалировать в России, воспитанной на мелодии. А тут вот ритм, что-то бубнит сверху». Позже мы, в любом случае, сломали рынок, и были некоторые инструменты для этого. Т.е. я прямо выстроил свою стратегию и все же пришел к вершинам чарта. И сейчас эта музыка уже везде. Эта музыка составляет 30-40% любого музыкального канала, любой радиостанции. Все крутят хип-хоп, все крутят RnB. Они не могут не крутить.
Олег Тиньков:
В целом, парадоксально, что «Next FM» принадлежит казалось бы такому странному…
Тимати:
«Газпром-Медиа».
Олег Тиньков:
«Газпром-Медиа». Т.е. эта радиостанция принадлежит
«Газпрому». И все говорят, что «Газпром» это отстой, это совок, это вообще застой. Какой? Им принадлежит «Next FM». Только за это мы любим «Газпром». Вот это настоящее достояние России. Потому что принадлежит «Next FM». Миллер, я тебя люблю за «Next FM».
Тимати:
Просто «Газпром-Медиа» смотрит вперед. И не только «Газпром-Медиа» смотрит вперед. Например, есть еще один интересный факт, который в принципе потряс весь нынешний социум, об этом просто говорили, говорили и говорили. За всю историю существования (7-летнюю или 8-летнюю) двух каналов MTV и Муз-ТВ наш бывший президент Владимир Владимирович Путин и он же нынешний премьер никогда не приезжал ни на один из каналов. Единственная программа за всю историю существования этих каналов, в которую он приехал, была «Битва за респект». Это как раз программа о хип-хопе, приезжает MC, они соревнуются. Молодые начинающие исполнители танцуют брейк-данс, рисуют граффити. И Владимир Владимирович пришел, и рассказал о том, что он смотрит, когда едет из машины в кортеже на стены, и видит граффити. Он уже понимает, что это тонкое городское искусство. Он говорил, что уличный танец брейк-данс, в нем есть культура, речитатив. И очень рад, допустим, за то, что рэперы в своих текстах пишут, что они против наркотиков, что они за здоровый образ жизни. Это пропаганда правильной здоровой жизни. Это очень большой показатель, я считаю. И он не случаен.
Олег Анисимов:
Тимати, я тут читал одно деловое издание. Там была фотография министра финансов США Тимоти Гейтнера, было написано не Тимоти, а Тимати. Я думаю, что это, безусловно, твоя заслуга, как бренда. Потому что если люди начинают уже такие ошибки делать – это все-таки влияние оказано на мозг. И то, что ты, действительно, сделал в последние годы такие предпринимательские вещи в шоу-бизнесе, на мой взгляд, достойно внимания. И линия одежды, и ресторан.
Тимати:
И ресторан, и ночные клубы.
Олег Тиньков:
Ресторан есть? А я не знал. Расскажи.
Тимати:
Да, мы сделали вместе с Аркадием Новиковым не так давно.
Олег Тиньков:
Как называется?
Тимати:
Black october.
Олег Тиньков:
Где он?
Тимати:
Кинотеатр Октябрь, весь первый этаж.
Олег Тиньков:
Там какая-то стилизация или что там?
Тимати:
Да, об этом, наверное, глубже расскажу. Т.е. я в принципе воспитывался в семье, по маминой линии все музыканты были. Дедушка был заведующим Российского Дома культуры, и вот все-все музыканты. По отцовской линии, допустим, там по третье, четвертое колено были дипломаты, госслужащие и т.д. А отец у меня сам предприниматель. Т.е. я взял лучшее от двух миров. И отец меня всегда как-то вот больше по западной схеме, по западной модели воспитывал. Поэтому я с раннего возраста стал уже ездить по всему миру. И учился во Франции, очень долгое время провел в Америке. И все-таки вот склад ума у меня сформировался и получился не совсем русский, т.е. я всегда из какой-то истории вижу бизнес-модель. Так же как я всегда стремился сделать не только хорошую и востребованную популярную музыку, но вокруг этой музыки создать бренд. Бренд вырастить, работать на его капитализацию. И дальше, чтобы бренд стал полным для всех остальных направлений, как это происходит на Западе. Т.е. когда у тебя уже есть какой-то бренд, ты в принципе под ним делай качественные вещи, не делая каких-то кардинальных ошибок, не впаривай людям фуфло, а давай им качество. Можешь в принципе продавать одежду, отрывать рестораны, делать ночные клубы. Т.е. абсолютно западная модель. Как я ее увидел, я вот пытался воплотить ее здесь, насколько это было возможно.
Олег Тиньков:
Молодец, прямо такими бизнес-терминами сыплешь – бренд, построение бренда, маркетинговые модели. А у тебя образования нет какого-то такого?
Тимати:
У меня есть образование. Я закончил три курса Высшей школы экономики, факультет «международная экономика».
Олег Тиньков:
Поэтому Ксения, когда мы брали у нее интервью, тебя очень советовала. Теперь я понимаю, почему. Она говорит, что вот тоже настоящий предприниматель от музыки. Как ты считаешь, в России настали те времена, когда можно монетизировать уже свой бренд артисту или все-таки пока еще так, я в сравнении с Западом имею в виду, или еще пока к этому только идем, и ты первооткрыватель?
Тимати:
Безусловно, здесь я первооткрыватель. И, безусловно, они давно настали. Просто ими надо заниматься, и у нас не хватает квалифицированных специалистов. И у очень многих не хватает мозгов и дерзости это воплотить. Т.е. это не так просто взять и пойти что-то сделать. Вот я сейчас сижу, рассказываю, на словах все просто, а ты пойди это и сделай. Мне повезло с командой, т.к. с детства у меня очень правильная команда и те, с кем я рос с самого детства. Неважно уезжал я в Америку или во Францию или возвращался, они…
Олег Тиньков:
А где ты жил в Америке?
Тимати:
Лос-Анджелес, Калифорния. Вот я там учился в UCLA. И как бы с этой командой я вырос, а они квалифицированные специалисты. Многие из них закончили высшие учебные заведения с красными дипломами. И как-то вот мы по жизни вместе шли и собрались, нам было просто.
Олег Тиньков:
Видишь, все-таки Лос-Анджелес дает, так сказать, понимание. Тем более, UCLA. У меня много друзей в UCLA учились.
Тимати:
И правильные люди вокруг. Как бы в принципе, кто бы что ни говорил про Америку. Если честно, про Америку давайте будет откровенными и честными. Говорят, что Америка – плохо, и в Америке все не так, либо те, кто не был в Америке, либо просто неудачники, которые приехали в Америку и…
Олег Тиньков:
Америка – это кладезь знаний и информации.
Тимати:
Да, она дисциплинирует и она показывает человеку, что человек свободный, у него есть права. И в принципе в этом мире он может сделать все, что угодно. Американская мечта, поэтому все за ней бегут. Это очень интересный феномен, интересно это посмотреть и приехать, пытаться делать это здесь.
Олег Анисимов:
Слушай, Тимати, а что тебе сейчас приносит деньги?
Тимати:
На самом деле, как бы это ни было удивительно, но…
Олег Тиньков:
Не скажи, что концерты только. Давай что-нибудь другое.
Тимати:
Если честно, то я вот занимаюсь артистической деятельностью, выпускаю пластинки, записываю, снимаю клипы дорогие, потому что мне это очень нравится. Я не могу сказать, что у меня не рентабельный проект. Сейчас проект «Тимати» и бренд «Тимати» весьма рентабельны, и мы далеко не в ноль выходим, а мы в большом плюсе. Но основной источник доходов совершенно вообще другой. Он нигде абсолютно не афишируется. Какие-то бизнес дела, какие-то элементы даже посредничества где-то, потому что я могу знать каких-то людей, которым нужно это и я знаю вот этих людей, которые готовы дать это и т.д. Это самая простая схема. Помимо этого всевозможные отрасли, всевозможные моменты, куда мы где-то, как-то инвестируем, участвуем и где у нас есть доля. Просто мы нигде об этом не пишем и не говорим, потому что не считаем это нужным вообще.
Олег Анисимов:
Хорошо. Прямой вопрос. Как ты оцениваешь свое состояние?
Тимати:
Я в порядке, я нормально себя чувствую.
Олег Анисимов:
Я имею в виду в деньгах. В миллионах долларов, естественно.
Тимати:
Мне бы не хотелось в принципе oб этом, наверное, говорить, т.к. это было бы весьма глупо.
Олег Тиньков:
Ты миллионер?
Тимати:
Я нахожусь на уровне комфорта, вот я хочу сказать так.
Олег Анисимов:
Грамотно уходит.
Тимати:
Есть несколько уровней. Я нахожусь на уровне комфорта. Когда мне комфортно, я не смотрю на цены в магазинах, когда покупаю одежду, не смотрю на цены в ресторанах, не думаю, сколько мне надо денег на отдых на тот или иной отложить. Просто на каком-то этапе, когда у меня будет очень много денег, эти деньги перестанут быть деньгами, а станут каким-то инструментом. Инструментом для власти или еще для чего-то. Но до этого мне пока еще далеко. Я вот на пути.
Олег Тиньков:
А куда ездишь отдыхать?
Тимати:
Все зависит от ситуации. Лето, август – однозначно Лазурный берег. Это вот прямо четко. Зима, скорей всего, Куршавель, Санкт-Мориц. Очень хочу в Аспен, но никак тусовку не соберу, чтобы поехать. Все что-то Франция, Франция, Швейцария, Франция. Вот эта зима не станет исключением. Поеду во Францию, у нас в Куршавеле, в Париже, в Женеве очень большое количество вечеринок, которые мы делаем. Т.е. мы отдыхаем и еще делаем какие-то мероприятия. Вообще люблю тусовки делать и люблю делать вечеринки. Все ходят, веселятся. Я вижу счастливые лица. Это делает меня счастливым.
Олег Анисимов:
Т.е. ты промоутер уже как бы?
Тимати:
Да, я как-то это делаю для веселья. Мне это нравится, у меня огромное количество друзей. И людей, которым нравится мое творчество. Может, не нравится мое творчество, но нравлюсь я, с которыми мне отлично и им со мной отлично общаться. Огромное количество подруг. Мы все собираемся, делаем вечеринку в клубе.
Олег Тиньков:
У тебя нет постоянной девушки?
Тимати:
Вот, к сожалению, с этим как-то сложно.
Олег Тиньков:
Чего? Не выбрать?
Тимати:
Да даже дело не в этом. Выбор бесконечен. И как-то вот ты выбираешь, выбираешь, выбираешь. И тебя спрашивают, а ты выбрал? А ты говоришь: «А я выбираю, выбираю, выбираю…». И как-то невозможно остановиться и нет времени остановиться. И я живу между континентами. Я сейчас очень сильно сконцентрирован на продаже своего музыкального контента в Европе, в частности, вот в Англии, во Франции и в Америке.
Олег Тиньков:
А ты на iTunes есть?
Тимати:
Я подписан по всем секторам. Во Франции с французским iTunes, Англия с английским, Америка с американским. Поскольку я делаю много фьючерингов с западными артистами, такими как Snoop Dogg, сейчас делали с Busta Rhymes, Xzibit. Это большие RnB мировые звезды. Поэтому есть большой интерес со стороны почитателей их, со стороны моего слушателя в Америке, а в Америке, я думаю, что живет больше 8 миллионов русскоговорящей публики, т.е. они тоже являются потенциальными байерами этой истории.
Олег Тиньков:
Они нас смотрят сейчас.
Тимати:
Да. Привет. Соответственно как-то я больше сконцентрирован по музыкальному диджиталу на продажу вот музыкального контента на Запад. Если бы была моя воля, я бы больше не занимался вообще никаким бизнесом, занимался б только в кайф музыкой, продавал бы этот диджитал. И больше ничего бы не делал. Но так пока не получается.
Олег Анисимов:
Ну, а ресторан прибыльный?
Олег Тиньков:
Только начался, по-моему, да?
Тимати:
Нет, он уже года 2,5-3.
Олег Тиньков:
А, все понял! Внизу в Октябре.
Тимати:
Да-да-да. Вот туда.
Олег Тиньков:
Даже я там был. Помню, мы там напились. И с такой странной компанией веселых молодых мы пошли вниз. Я не знал, что то твой ресторан. Все, был, был. Он работает и ночью, я там был. Все, я понял, где это.
Тимати:
Мы планировали окупить его через полгода, но в итоге получилось окупить его через год и два месяца. Т.е. медленно, конечно. Ну, в принципе итогами довольны. Он работает, он не в минусе, а в плюсе.
Олег Анисимов:
А марка одежды Black Star by TIMATI?
Тимати:
Марка одежды Black Star была запущена вообще как пробная история. Мы сделали промо-тур по России, кому интересно. А дальше у меня сразу получился крупный контракт со Sprandi.
Олег Анисимов:
Black Star вообще больше звучать не будет что ли?
Тимати:
Black Star – это бренд. Это просто наш бренд, мы сделали тизер такой. Мы выпустили информационный повод о том, что я запускаю свою линейку, выпустили пробную коллекцию. И проехали с показами по всей России, сделали такой промо-тур. Там мы встречались со всеми байерами. Потом все байеры приезжали сюда и мы хотели интересную такую схему: не выпустив коллекцию, предварительно сформировать потенциальный заказ, собрать предоплаты, на них выпустить и т.д. И заодно посмотреть…
Олег Тиньков:
Ну, это бизнес-подход. Молодец.
Тимати:
И заодно посмотреть статистику того, сколько реально лояльных к нам как бы клиентов и что происходит в регионе. Но цифры нас как-то не очень обрадовали. Не столько, сколько нами ожидалось, пришло заявок. Поэтому просто спокойно отложили этот проект пока в долгий ящик. И буквально спустя 3 месяца к нам в офис постучались люди от Sprandi с предложением контракта. Так нам нужно было инвестировать во всю сетку тогда, т.е. в любом случае понятно, что мы б нашли в Гуанчжоу те фабрики, которые нам все произведут, сделают. Понятно, что мы б нашли через какой терминал таможни. Ну, долгая большая схема. А тут пришли Sprandi, у которых уже эта схема рабочая. Т.е. она работает, у них есть свое производство, свои фабрики в этом же Гуанчжоу, где-нибудь под Пекином, есть своя сборка, здесь своя сетка дистрибьютиционная. И все готово, только дай лицо, дай идею и выпускай. Соответственно, что мы и сделали, запустили, было очень успешно. Т.к. концептом это одежды… я просчитал, я бы хотел выпустить одежду не которая бы в «Шоу-Руме». А пришел, допустим, мой фен или 15-летний мальчик, или 15-летняя девочка, и им сказали: «А вот эта кожаная куртка от Тимати стоит полторы тысячи». Почесал репу, думает: полторы тысячи. Вообще это, как знаешь, эта куртка стоит полтора миллиона евро. Но она же с того самого крокодила, который съел ведущего Нэшнл Джеографик. Нет. Поэтому выпустили одежду, которая доступна всем. Т.е. каждый подросток, более-менее имеющий в кармане 300 рублей, может купить себе что-нибудь, хотя бы бейсболку, напульсник, куртку. И онa пошла успешно, поскольку я смешал два стиля, какой-то спорт-урбан, и она так немножко гламурно выглядела. Т.е. в этой куртке можно и на пробежку пойти, и в ресторан, и в кино – такая мультиформатная. Она очень успешно продавалась, мы год отторговали и должны были перезаключать соглашения, но грянул кризис. И дальше компании стали сильно сдуваться, особенно одежка, по одежке это сильно все пришлось. И те условия, которые они предложили для продолжения нашего сотрудничества, нас не устроили, поэтому мы расторгли контракт, сейчас рассматриваем предложение другой компании.
Олег Тиньков:
Sprandi, по-моему, вообще разорилась компания, насколько я помню.
Тимати:
Да, они, по-моему, сейчас банкроты.
Олег Тиньков:
Да, не очень удачная инвестиция.
Тимати:
Да, они вроде на грани банкротства, как заявлено опять же.
Олег Тиньков:
Конечно, спрос на твой бренд существует. Я думаю, ты на правильном пути. И очень хорошо, что ты сказал, что концерт это не основной источник доходов. Потому что это плохо, я считаю.
Тимати:
У многих артистов это так.
Олег Тиньков:
Я знаю многих артистов, не будем их сейчас упоминать, они меня знают, мы дружим, вместе в Италии живем. Мне их жалко, потому что когда я на них смотрю и они говорят, смотрят свой iPhone там концерты, концерты и они не могут даже со мной встретиться, потому что вот эта «колбаса» вечная. Это, конечно, неправильно.
Тимати:
Ну, а у многих ситуация более грустная.
Олег Тиньков:
И колбасы нет?
Тимати:
В какой-то момент ты можешь делать музыку, а она будет не востребована. Я как бы всегда об этом думаю, я всегда понимаю.
Олег Тиньков:
Они, к сожалению, живут тоже на всех, они же ездят колбасят на музыке, которую они, честно говоря… вот сейчас увидят нашу передачу, наедут на меня. Они сделали- то лет 15-20 назад эту музыку, 10 в лучшем случае.
Тимати:
Те, кто сделал вот этот золотой запас, мастодонты «олд скула» русского, как бы да, они еще колбасят на старых пирогах. А вот сейчас очень многие группы появляются, пропадают, появляются, пропадают. 3 сингла – все, они сдулись. Я, в любом случае, понимаю, что ничто не вечно. И я никогда вот основным приоритетом вот прямо своим жизненным заработком музыку не ставлю. Я ж понимаю, что тенденции меняются.
Олег Тиньков:
Тебе сколько лет, извини?
Тимати:
27.
Олег Тиньков:
То, ты молодой еще.
Тимати:
Да.
Олег Тиньков:
Так у тебя вся жизнь впереди. Но ты уже давно на сцене. Лет 5, наверное, ты уже. В топе, да?
Тимати:
Где-то так уже.
Олег Тиньков:
Ну, это круто. Слушай, много пришло-ушло, действительно.
Тимати:
Как бы и индустрия в любом случае меняется. Т.е. то, что было актуально год-два назад, сейчас уже звучит старо. Если ты вот не в этой тенденции, если постоянно не мониторишь рынок, то из него можешь вылететь. Я всегда как бы это помню.
Олег Тиньков:
Клуб «Инфинити», ты там начинал, ты там был? Я ходил в «Инфинити», помню, еще.
Тимати:
Это один из первых таких проектов. Это наш основной был конкурент.
Олег Тиньков:
Саша Толмацкий. «Инфинити» так и существует еще?
Тимати:
Если честно, я не знаю.
Олег Тиньков:
А почему конкуренты? А у тебя что было в альтернативе?
Тимати:
А у меня был Black Club, который мы делали вместе с Сашей Соркиным. И у нас был подземный вход на скоростном из «Кабаре», туда шли отцы, а дети шли в Black Club.
Олег Тиньков:
Я понял.
Тимати:
И был подземный вход. Отцы всегда могли пройти и посмотреть, что там делают дети, как они там поживают.
Олег Тиньков:
Я был в шоке от «золотой» молодежи. Пришел в этот «Инфинити Клаб» – было интересно.
Тимати:
На самом деле, если честно, вся «золотая» молодежь была у нас, больше чем в «Инфинити».
Олег Тиньков:
Но «Инфинити» закрылся вообще или он существует?
Тимати:
Мне кажется, он закрылся.
Олег Тиньков:
Я тоже так думаю, что-то не слышно совсем его.
Тимати:
Жизнь клубов в столице, к сожалению, недолговечна. Как и в любом большом мегаполисе, всегда открывая клуб, давай ему год-полтора.
Олег Тиньков:
А кто твой любимый исполнитель. Или назови тройку просто, чтобы нас немножко подрихтовать. А то мы все застряли где-то там в районе… Я, например, Михей Джуманджи, после этого как-то отстал от жизни. Мне очень нравился Михей, он умер. Я считаю, такой талант. Конечно, так жалко, что он умер. Все-таки мелодичность, красавец просто. Я до сих пор слушаю Михея с большим удовольствием.
Тимати:
Михей Джуманджи, да. Потрясающий был исполнитель, согласен.
Олег Тиньков:
А вот что сейчас? Что ты любишь?
Тимати:
Я на самом деле абсолютный меломан. Я очень много старой музыки слушаю. Люблю музыку 80-ых, люблю хип-хоп, RnB, люблю хаус музыку, очень неплохо в ней разбираюсь. Очень разную музыку слушаю.
Олег Тиньков:
А поскольку ты с темы, мне просто интересно. Мой любимый исполнитель, наверное, самый (будем такими крайними категориями мыслить) – это, конечно же, Eminem. Объясни мне, в чем феномен, почему он на своей территории убрал черных? В чем феномен Eminem?
Тимати:
Вот просто многие считают, что Eminem пришел на черную территорию и забрал все.
Олег Тиньков:
Да, развивай мысль.
Тимати:
Не совсем так. Eminem вырос на этой территории. И Eminem – это просто парень с полностью черным нутром, просто он белого цвета. Но родился он в гетто, он рос всю жизнь с черными. Это как вырасти с волками, ты тоже волком будешь.
Олег Тиньков:
Там в Детройте, он в гетто вырос где-то?
Тимати:
В Детройтском гетто на 8-ой миле как раз вот.
Олег Тиньков:
Фильм есть такой, да.
Тимати:
8 mile – это где-то с правой стороны от Детройта начинаются трущобы, районы. И там живут люди даже не в домах, а в таких каких-то картонных сооружениях, еще хуже, чем хрущевки. И плюс в трейлерах. Он родился и жил в трейлере. Но просто как-то ему повезло. И его флоу (то, как ты читаешь), его рифма была действительно уникальной. И то, что он читает действительно уникально. Он первый, кто стал как будто наизнанку всю уродливость и правду жизни рассказывать: о том, что его избивала в детстве мама, о том, что он жрет таблетки, о том, что он конченый наркоман и неудачник. Как бы вот он первый, кто стал это рассказывать. «Они пытаются меня выкинуть с MTV, но когда они выкидывают меня с MTV, они понимают, что без меня там пусто».
Олег Тиньков:
Да, эта фраза одна, которая просто стоит. Что без меня они не существуют, да. Конечно, да, гений. Но в этом смысле, ты тоже где-то Eminem повторяешь в России.
Тимати:
Не совсем. Нет.
Олег Тиньков:
Не копируешь, заметь, а повторяешь.
Тимати:
Даже не повторяю. У него весьма рэп такой социальный. И он очень много стебет, он прямо в пику всем.
Олег Тиньков:
Может, тебе про Путина нужно что-нибудь написать?
Тимати:
На самом деле в моей музыке очень мало сарказма и все меньше, и меньше стеба, и меньше как-то социальности. Я вот по-другому как-то вижу свою музыку. Т.е. мне не хотелось бы быть революционером в этом смысле и возбудителем спокойствия. Т.е. я по-другому могу возбудить спокойствие, но вот его тема… она мне нравится, но как исполнителю не очень.
Олег Тиньков:
У нас со времен Виктора Цоя никто уже спокойствие не возбуждает, по-моему. Цой был последний, кто пытался.
Олег Анисимов:
А что вы хотели, если на ваши тусовки приезжает премьер-министр?
Олег Тиньков:
А вообще в этой культуре сейчас как? Просто всегда (я просто из Питера как бы) доминировал Питер. А сейчас как Питер смотрится на этом фоне по сравнению с Москвой или с Ростовом?
Тимати:
В Питере большая тусовка, но у нас произошло четкое сегментирование рынка. Т.е. есть мейнстрим рэп – это, например, я, это Лигалайз, Серега, БандЭрос. Есть андерграунд – те, кто отрицает.
Олег Тиньков:
Андерграунд – это всегда Питер.
Тимати:
Те, кто отрицают телек, те, кто отрицают машины на больших дисках, кожаные куртки, бриллианты и т.д.
Олег Тиньков:
Питер всегда этим славился.
Тимати:
В Питере много этого. И в Питере очень много философии.
Олег Тиньков:
Узнаю брата Колю.
Тимати:
Много философии, много какого-то релакса, воздуха. Опять же местами, говорят, комплекса непризнанных гениев. В Питере это очень любят. В Питерском рэпе очень много философии и очень много мелодий. У них есть достойные команды, действительно. Такие, например, как «KREC».
Олег Тиньков:
Ну, а вообще ваша культура она немножко занимает больше пользы с этой же бизнес-терминологией, долю рынка. Она вытесняет каких-то советских Малининых, Маликова и т.д.?
Тимати:
Это натуральный процесс. Как бы динозавры умирают.
Олег Тиньков:
Т.е. доля растет все-таки?
Тимати:
Конечно. И, грубо говоря, это натуральный путь рынка. Растет новое молодое поколение, ты никак не можешь на них воздействовать. Если раньше все контролировалось вот этой старой совковой мафией. Был вот этот, этот, этот человек, и они решали: «там ты будешь петь, ты не будешь петь, вот эта будет звездой, эта не будет».
Олег Тиньков:
Крутой, Матвиенко, да? Или они еще в теме пока?
Тимати:
У меня на личности вообще никогда особо не было желания переходить. Был «олд скул», который все это держал и контролировал. А сейчас все, сейчас Интернет никак не контролируется. Это абсолютно свободное медиа-пространство. Иди скачивай, хочешь слушай это, хочешь это. Есть артисты, которые просто выкинули в Ютьюб свой ролик.
Олег Тиньков:
И сколько просмотров там.
Тимати:
2-4 миллиона просмотров.
Олег Тиньков:
Русские?
Тимати:
Из русских, конечно, меньше. Вот из русских Михаил Воронов про «Стрекозу любви», который спел. Получил больше миллиона просмотров. Потом группа «Квест пистолс» купила эту песню.
Олег Тиньков:
Т.е. с точки зрения бизнеса, ты считаешь, что у тебя еще все впереди? С точки зрения заработков, с точки зрения рынка, с точки зрения продажи альбомов и т.д.
Тимати:
Безусловно, т.к. у меня есть хорошее продюсерское видение, и я прекрасно понимаю, что нужно рынку, я могу это угадать. Не 100%, но 70-80% из 100 я могу понять. Я всегда могу сфабриковать сам проект. Я вышел сам из проекта, я знаю, как строится «Фабрика звезд». Мне знакома тема шоу-бизнеса. Я понимаю, как и что работает. Я знаю, с кем общаться. Т.е. я знаю многих людей, я понимаю уже, как работают эти технологии на Западе. Даже если у меня самого что-то не будет получаться в какой-то момент, и я решу с этим завязать, я сам могу сделать проект и этим заниматься.
Олег Анисимов:
Тимати, в заключении я попрошу тебя посмотреть в ту камеру. У нас есть такая маленькая рубрика, в конце каждой программы гость говорит слова напутствия молодому парню или молодой девушке, который сидит там за клавиатурой и смотрит нашу программу по Russia.ru. Представь себе парня 16 лет, у него есть творческие и предпринимательские способности, что ты ему посоветуешь?
Тимати:
Я посоветую ничего не бояться. И не бояться пробовать, не бояться экспериментировать и не бояться делать, делать, делать долго, если не видишь отдачи. На самом деле есть такой закон вращения энергии: если куда-то вкладываешь, вкладываешь эту энергию, этот сгусток энергии накапливается, накапливается и неизбежно он упадет обратно – у тебя что-то получится. Т.е. нужно не уставать экспериментировать и пробовать. Если ты поставил какую-то цель и чем-то задался, то иди и не сворачивай с маршрута, и все получится. Сейчас в нынешнем обществе в 2010 году нет невозможных вещей. Все возможно. Главное желание.
Олег Тиньков:
Что ж, я спокоен за нашу молодежь. Я спокоен за свою дочь и двух сыновей, если у них такие герои, как Тимати, то базару нет. Спасибо.
Тимати:
Спасибо, вам.