Ниже приведена глава 14 "КАЗУС ВЕРТИНСКОГО" из книги «Вернуть эрекцию. Хроника успешных исследований». Подробнее о книге:
В 53-летнем возрасте Александр Вертинский встретил в Харбине Лиду Циргвава — женщину, подарившую ему двух детей, Марианну и Анастасию.
Она свидетельствует, как неравнодушен был супруг Александр Николаевич, который на 34 года старше её, к прекрасному полу: «Он расцветал, когда видел красивую женщину, смотрел на неё с удовольствием. И я уже начинала ревновать. Я шумела, шумела, устраивала сцены, каюсь. Но это было от большой любви. И я была собственницей. Хотела, чтобы он был только мой».
В 65-летнем возрасте Александр Вертинский написал шокирующие строки:
«У меня пропал аппетит к жизни. Я разлюбил природу, музыку, искусство, даже своё искусство. Потом я разлюбил людей, детей, цветы, стихи, книги, театр и многое другое. Наконец женщин — это последнее, что я разлюбил. Сужается круг, сейчас у меня остаются дети, семья, жена, дом. Немного тщеславия ещё кое-как тлеет. Не горит любовь к искусству, к актёрству, к мастерству. Самое страшное, что женщины ушли из моей жизни…».
Борис Юрьевич удивлялся: «Можно понять, когда такие мысли приходят в голову обычному человеку, но ведь это Вертинский! Человек, закалённый войнами и чужбиной, забвением и славой, прошедший огонь, воду и медные трубы».
Судьба артиста с детства складывалась непросто: он родился в Киеве в 1889 году, рано потерял родителей и воспитывался тёткой. Вылетел из гимназии, так и не получив нормального образования и начал работать: статист в театре, продавец, литератор, грузчик — и это далеко не полный список.
В 1913 году отправился покорять Москву, устроился в Театр миниатюр. Во время Первой мировой войны служил санитаром и получил ранение. Вернувшись в Москву, с 1915 года выступал в образе Пьеро: читал стихи собственного сочинения под музыку, что позже преобразовалось в неповторимый стиль шансонье.
В послереволюционной России самобытному Вертинскому места не нашлось. Больше 20 лет артист находился в вынужденной эмиграции. Во время странствий по миру: Турция, Польша, Германия, Франция, США, Китай — он написал свои лучшие песни, выступал в самых престижных залах. На концерт в Нью-Йорке приходили Рахманинов и Шаляпин, а Шостакович говорил о не знающем нотной грамоты певце так: «Вертинский значительно более музыкален, чем мы, композиторы».
В 1942 году, уже в 53-летнем возрасте, он встретил в Харбине Лиду Циргвава — женщину, подарившую ему двух детей, Марианну и Анастасию. А в 1943 году советские власти разрешили артисту вернуться, о чём он просил с 30-х годов.
Несмотря на то, что Вертинский демонстрировал лояльность советскому режиму и даже в 1945 году написал хвалебную песню о Сталине, он был вне системы. По радио его песни не крутили, пластинок не выпускали — слишком необычное, декадентское творчество. Однако, артисту разрешили гастролировать, и за 14 лет в СССР он дал около трёх тысяч концертов, происходивших с неизменными аншлагами.
Манерные песни, не соответствующие официальной культуре, втихаря слушал сам Иосиф Сталин, как рассказывал его сын Василий. Это объясняет тот факт, что «отец народов» дважды спасал Вертинского от неприятностей.
Александр Николаевич не был красавцем, но благодаря харизме привлекал женщин намного младше себя. Лидия Владимировна, жена артиста, киноактриса и художница, описывала, как супруг относился к прекрасному полу: «Он расцветал, когда видел красивую женщину, смотрел на неё с удовольствием. И я уже начинала ревновать. Я шумела, шумела, устраивала сцены, каюсь. Но это было от большой любви. И я была собственницей. Хотела, чтобы он был только мой».
«И вот яркий, смелый человек, который всегда творил не по указке, а по собственному разумению, признаётся в пропаже аппетита к жизни и, главное, к женщинам. Абсолютно очевидно, что такое происходит на фоне потери эректильной функции», — считал Борис Александров.
А когда артист теряет возможность иметь интимную близость с женщиной, пропадает его притягательность, он перестаёт вызывать восхищение. И это двойной удар по творческой личности.
Прочитав много книг знаменитых людей: Олега Янковского, Александра Ширвиндта, Александра Абдулова и других, Борис Юрьевич сделал вывод, что любой артист жаждет обожания. Он хочет иметь власть над залом, заставлять людей плакать и смеяться. Слава даёт ощущение своей значимости и чувство эйфории. Недаром знаменитости, потеряв популярность, впадают в страшные депрессии.
Этой участи избежал величайший композитор Тихон Николаевич Хренников, проживший 94 года и до конца жизни сохранивший желание созидать.
Родившийся в 1913 году в Орловской губернии, десятый по счёту ребёнок из очень простой, провинциальной семьи оказался удивительно талантливым и с успехом окончил техникум Гнесиных и Московскую консерваторию. Автор многих опер, балетов, симфоний, а также музыки для десятков кинофильмов и театральных постановок, Тихон Хренников больше 40 лет возглавлял Союз композиторов СССР. Кроме этого, преподавал в Московской консерватории, был депутатом Верховного Совета СССР и занимал ряд других важных постов в музыкальной сфере.
Дочь Наталья вспоминала, что отец всегда пользовался успехом у женщин, при этом со своей любимой женой Кларой прожил 67 лет.
Борис Юрьевич где-то прочитал и записал в свой блокнот такие слова Тихона Хренникова: «Любовь — главное, что нами движет, человеческие чувства неистребимы… Я давно вывел закономерность: музыка пишется до тех пор, пока есть сперма. Потом всё: творчеству конец. Бог дал мне долгую жизнь и в этом смысле».
Хренников умер в 94-летнем возрасте, а Вертинский не дожил и до 67-ми. Для последнего негативную роль сыграла охватившая его апатия.
Борис Александров на вопрос: чем жить, когда тебе за 60, отвечал так: «На мой взгляд, ответ очевиден: тем же, чем в молодости: открытиями, свершениями, общением и, конечно, женщинами. Не всем это удаётся, но тут дело в характере: если не сдаёшься, всё равно будешь дёргать лапками как та лягушка, что спаслась, сбив из молока масло».
Выше приведена глава 14 "КАЗУС ВЕРТИНСКОГО" из книги «Вернуть эрекцию. Хроника успешных исследований». Подробнее о книге: